?

Log in

No account? Create an account
Александр Шумский

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
На Ласточке из Москвы до Зеленограда за 25 минут
Александр Шумский
proboknet
На этой неделе исполняется полтора месяца курсирования скоростных электропоездов Ласточка (Siemens Desiro Rus) из Москвы в Зеленоград и в Тверь. Эта дивная "птица" принципиально изменила транспортные потоки на Ленинградском направлении, причем, не только на железной дороге, но и на автомобильной.


фото любезно предоставлено Инфопорталом Зеленограда


Сейчас на маршруте Москва – Зеленоград курсируют 22 пары электропоездов и ещё 8 пар, следуют дальше в Тверь. Это стало возможным после ввода в эксплуатацию IV-го главного пути на Ленинградском направлении.



Строительные работы на Ленинградском направлении, длившиеся почти три года, повлекли постоянные изменения в расписании и отмены движения пригородных электропоездов иногда на целые сутки. Таким "сервисом" многие пассажиры пользовались только от безысходности. Это, безусловно, вина РЖД, как главного организатора процесса строительных работ. К счастью, сейчас ситуация будет постепенно выправляться.

Работы по строительству IV главного пути в горловине Ленинградского вокзала.


13 декабря планируется ввод нового графика движения поездов. К этому времени окончательно завершатся все строительные работы, что позволит запустить дополнительные Ласточки, увеличив их общее число до 42 пар в сутки (30 до Зеленограда и 12 до Твери). Вместе с тем, будет увеличено и число обычных пригородных электричек: в пиковые часы интервалы между ними составят около 6-7 минут, это практически то самое «наземным метро», про которое любят упоминать политики.

До самого запуска движения Ласточек, высказывалось много опасений, по поводу того, насколько будет востребован сервис у пассажиров. В качестве аргументов приводилась цена (почти вдвое дороже обычный электрички), и интервалы движения (Ласточки курсируют примерно 2 раза в час, что намного реже обычных электропоездов). Да и просто были сомнения в том, что такой сервис там нужен.

Ласточки в гнезде:


Несмотря на то, что на Ярославском, Рязанском и Горьковском направлениях Московской железной дороги уже имеется регулярное и востребованное ускоренное сообщение между Москвой и ближайшими городами области (электропоезда «Спутник»), концепция поездов бизнес-класса в пригородном сообщении некоторыми транспортными экспертами считается ошибочной.

ЭД4М-502 на маршруте «Спутник» Москва – Железнодорожный.


Но то, что произошло на Ленинградском направлении, превзошло любые ожидания и посрамило критиков. Посмотрите сами:


Ласточки стали ходить не просто заполненными, они стали ходить со стоящими пассажирами! Причем заполненными следуют не только Зеленоградские Ласточки (что логично, всё-таки это округ г. Москвы), но и Тверские. В случае с последними сыграла важную роль еще и цена билета. Проезд в Ласточке до Твери стоит 400 рублей, что всего на 50 рублей дороже простой электрички, которая идёт на 1 час дольше, и предлагает гораздо худшие по комфорту условия.

Электропоезд ЭТ2М. Обычный состав для Ленинградского направления. Пассажирам предлагается ехать на пластмассовых сидениях, о наличии кондиционера или биотуалета даже речи не идет.


Сравните с салоном Ласточки:


Главное, что показал опыт запуска Ласточки - это наличие огромного числа пассажиров, которые готовы немного доплатить за сервис, чтобы ехать быстрее и в нормальных комфортных условиях на действительно современном (а не просто новом) подвижном составе. Запуск этих поездов позволил привлечь на железную дорогу людей, которые раньше принципиально обходили электрички стороной.

Опросы, проведённые самим же перевозчиком ОАО «МТППК» через три недели после запуска, показали, что около 30% пассажиров – это те, кто раньше вообще не пользовались железной дорогой, а ездили на автобусах и личном автотранспорте! Сейчас Ласточки на этом направлении перевозят около 13 тыс. пассажиров в сутки. Ведь 25-30 минут от Зеленограда до Комсомольской – это действительно фантастический результат, на машине даже без пробок с такой скоростью не доедешь, ну а с заторами и тем более.



Нельзя не сказать и о недостатках Ласточек
Необходимо срочно навести единый порядок с остановками. Сейчас Ласточки из Крюкова до Москвы останавливаются на двух промежуточных станциях: Сходя и Химки. При этом, часть электропоездов останавливается только в Химках, часть – только в Сходне, некоторые – и там и там, а некоторые следуют из Зеленограда в Москву вообще без остановок. Черт ногу сломит.

Ситуация, когда у каждого поезда фактически свой бессистемный набор остановок, сложна для понимания случайными пассажирами и неудобна для постоянных пассажиров, которые живут на промежуточных станциях. Необходимо привести остановки всех Ласточек к единому стандарту, сделав им одинаковый набор остановок: и в Сходне, и в Химках должны останавливаться все поезда без исключения. А все тверские Ласточки должны дополнительно останавливаться в Подсолнечной и Клину.


Вторым важным недостатком Ласточек является то, что в черте Москвы они имеют только одну остановку – конечную на Ленинградском вокзале. Большинство пассажиров, естественно, пересаживаются потом в метро, что создает большие сложности.

Станция Комсомольская на данный момент является самой загруженной во всём Московском метрополитене (Юго-западная, Новогиреево, Выхино – разгрузились после запуска новых станций метро на продлениях линий). Её суточный пассажиропоток составляет 257 тысяч, из них в утренний час-пик на станцию за один час заходят 30 тыс людей. Конечно, это вызывает дичайшую перегрузку вестибюлей и эскалаторов. Получается грустная ситуация: можно за 25 минут доехать из Зеленограда до Комсомольской, а потом потратить 20 минут только чтобы зайти в метро.

Есть простое решение – назначить дополнительную остановку на платформе, имеющую пересадку на метро.
Правда на остановке Петровско-Разумовское это сделать не получится. Ласточки следуют по скоростным III – IV путям, на которых отсутствуют пассажирские платформы. Изначально в проекте реконструкции железной дороги они были, как и перенос самой платформы ближе к метро, но позже от них отказались, так как не смогли договориться с собственником торгового центра «ТИАС», который необходимо было снести.

В результате сейчас станция выглядит так:


[Платформа Петровско-Разумовское, несбывшиеся планы]



"Переключать" экспрессы на боковые пути тут так же не получится – по ним сплошным потоком идут обычные электрички. Поэтому, вариант с Петровско-Разумовской для Ласточек оказывается в пролёте. Но есть альтернатива.

На Ленинградском направлении есть еще платформа Рижская, расположенная рядом с одноименным вокзалом и одноимённой станцией метро. К сожалению, из-за технологических особенностей железной дороги, после строительства дополнительных путей, обычные пригородные электрички стали останавливаться на так называемых "дальних" платформах, расположенных очень далеко от метро.

Проход пассажиров от этих платформ к подземке осуществлялся по Старому Крестовскому путепроводу, который был закрыт из-за аварийного состояния, а позднее – частично разобран. В результате, пересадка между платформой Рижская и метро для пассажиров пригородных электропоездов была полностью утрачена – маршрут в обход занимает около 20 минут.

Маршрут от платформ станции Рижская к метро


К счастью, после ввода нового графика, подавляющее большинство Ласточек будут в этом месте проходить по главным путям, которые проходят через платформы, расположенные значительно ближе к метро:


Более того, это не просто пересадка на метро, это еще и пересадка на платформу Ржевская, через которую проходят транзитные пригородные поезда Курско-Рижского и Курско-Белорусского диаметральных маршрутов.


Получается целый пересадочный узел


Пересадка на метро Рижская даст пассажирам Ласточек отличную альтернативу Комсомольской. Данное решение является полностью оправданным (кстати, неплохо было бы, если бы и заинтересованные пассажиры написали бы об этом перевозчику).

Хотя, всё это не отменяет того, что и к дальним платформам Рижская необходимо строительство (а точнее, продление существующего) пешеходного моста от ближних платформ к метро.


И еще одно важное дополнение. В 70 км от Твери находится замечательный город Торжок. Он является настоящим туристическим центром Тверской области. Торжок имеет статус исторического поселения федерального значения. В нём находится более 400 памятников истории и архитектуры.


Вблизи Торжка расположены несколько усадебным ансамблей: Василёво, Знаменское-Раёк и другие. В городе есть замечательный Музей вертолётов. При всём этом, в этот замечательный город, находящийся всего в 250 км от Москвы, не ходит ни одного поезда дальнего следования. После отмены весной 2015 года поезда Москва – Осташков, город лишился прямой связи с Москвой, теперь для проезда туда нужно либо ехать на автобусе, либо делать пересадку между двумя электричками на станции Тверь (при этом, электрички Тверь – Торжок ходят всего 3 раза в день).

Чтобы сделать город доступным, достаточно из 16 пар Тверских Ласточек продлить две (одну утром, вторую вечером) до Торжка. Можно даже сделать это только в выходные и праздничные дни. При наличии удобного, быстрого сообщения (до Торжка Ласточка будет следовать менее двух с половиной часов) даже просто за счёт туристического потока этот маршрут раскатается и будет востребован пассажирами.

участок Тверь - Лихославль - Торжок


Для этого даже не обязательно гонять в Торжок целый 10-вагонных состав Ласточки. На самом деле 10-вагонные составы Ласточек состоят из двух 5-вагонных, сцепленных вместе. И от Твери до Торжка достаточно пустить только первый из них, на обратном пути сцепить их в Твери снова. Благодаря автоматической автосцепке, процесс объединения двух составов занимает буквально несколько минут.


К сожалению, ввод дополнительных Ласточек произойдёт почти на месяц позже, чем будет введена плата за проезд по трассе М11. В пиковое время добраться от Москвы до Зеленограда можно будет за 400 рублей. А за проезд на Ласточке по тому же маршруту надо отдать всего 160 рублей. Ощутимая выгода.

При этом, на оплате проезда в электропоезде можно дополнительно сэкономить, если купить месячный абонемент (до Зеленограда стоит 5000 руб. в месяц), что при ежедневных поездках даёт стоимость 100 руб. за поездку. Возможно Ласточки станет впору заменять двухэтажными составами – ведь все хотят комфортно и быстро добираться до центра столицы, а введение платы за проезд по М11, наверняка, увеличит пассажиропоток.

Вы уже успели прокатиться на Ласточке по Ленинградскому направлению? Поделитесь впечатлениями.

P.S. Материал для поста подготовил участник проекта Probok.net Александр chek_pipinda Чекмарев.




Да, прокатился.
Поезд классный, есть свои плюсы и некоторые неупомянутые минусы.


К идее добавлять остановки я бы относился с осторожностью. На Петрашке ТРЦ, построенный в зоне отвода жд, снести не смогли, а Рижская неудобна и увеличит время в пути.


Сильно не увеличит. Потому что к Рижской скорость уже снижают примерно до 50 км/ч - если верить табло в вагоне, - а дальше и ещё сильнее.

Вот это "не смогли договориться" по Петровско-Разумовской - потрясающе, конечно. Пересадку на МКЖД хоть планируют? Или тоже с кем-нибудь надо договориться?

С НАТИ на Николаевскую, вроде бы, будет пересадка.

Денег только стоит дорого. Из Зелика в Москву нужно попадать по цене билета в метро.

Ленинградский вокзал - Крюково - 95 рублей.

вот это хорошее дело

когда запускается ОТ, заведомо сокращающий время, и ходящий по расписанию с комфортом на дальнее расстояние. Уже аэроэкспрессы показали правильность такого подхода, хотя там вот как раз цена - пипец и оправдана только жадностью перевозчика. В полтора раза дороже, чем, например, в Франкфурте между аэропортом и центральным вокзалом, и в три - той же Ласточки до Зелика. Хотя расстояния сравнимые или одинаковые.

А не так, как свидетели трамвая, которые хотят электрички от Черемушкинского рынка до метро Профсоюзная пустить...

Edited at 2015-11-13 07:35 am (UTC)

Ага, "от Алтуфьево до Пражской"

за сорок рублей можно, а те же 40 километров, но от Зелика до Комсомольской - нельзя. Ну-ну...

И что?
Ласточка, конечно, хорошо, но это только малая часть пути, если тебе в Москве ещё кучу пересадок сделать с одного вида ОТ на другой, да и в Зеленоград пешочком быстро не обойдёшь, особенно, если с ребёнком или с грузом.

(Deleted comment)
Интересно, автор пробовал на Рижской в час пик залезть в вагон метро в сторону центра?
Это уже сейчас сложнее, чем спуститься на Комсомольскую с электрички. А если там ещё из Зелика часть народа будет выходить с Ласточек, то настанет просто глобальная жопа метр на метр.

Re: Рижская

Плюсую! Автор не думает вообще ни разу! Что бы мутить такое на Рижской надо ВДНХ закрыть и Ярославку стереть с лица земли)))

Хорошее начинание, но боюсь, чтобы с увеличением количества остановок не получилось как с экспрессами на Калугу. Когда они появились в конце 90ых, то они шли около 2:20-2:40 (с двумя остановками) против 3:45-4:10 обычных электричек.
Сейчас увеличили количество остановок (до пяти), а разница во времени с обычной составляет менее 20 минут 3:00 и 3:15 соответственно.
Комфорт всё ещё лучше в экспрессах, но и обычные электрички уже примерно соответствуют его третьему классу.

В калужских экспрессах увеличение времени пути связано не с добавлением остановок, а с общими перетурбациями графика на киевском направлении, связанными с пуском поездов до Новопеределкино и 3 пар дневных поездов Москва-Брянск, последние дают существенное снижение пропускной способности хода.
Из Калуги:
7093 в 6.51 - время пути 2.45 с 3 остановками
7095 в 15.52 - 2.48 с 4 остановками (замедлен из-за брянского поезда год назад)
6111 (ускоренная обычная зеленая) в 17.38 - 2.41 с 7 остановками

Еще хуже дела с Москва-Рязань, примерно 2 года назад.

Картинок нет!

Кроме видео.

Полное вранье. Пассажиры не готовы доплачивать за сервис. У них просто нет другого выхода. Я регулярно езжу до Клина. Ласточка идет по времени столько же, сколько и "старый" экспресс - около часа. Но, теперь это на 100 рублей в день дороже, туда и обратно, а также часто приходится стоять. Т.е. плюсов никаких, "старый" экспресс вполне устраивал и там были вполне нормальные мягкие сидения. Кроме того с запуском ласточек изменили расписание и теперь в час пик, с 18-39 до 19-45 до Клина вообще уехать нельзя, никакой электричкой! Больше часа в пиковое время! Вывод простой - те, кто планировал от РЖД такое расписание и цены - люди жадные и тупые. Стоять час за 250 рублей - издевательство над пассажирами. Октябрьская ЖД в очередной раз продемонстрировала наплевательское отношение к пассажирам и полную некомпетентность своих "специалистов".

Компетентность по отжиманию бабла.

Собственник ТЦ "Тиас" кто?

Чиновник Правительства Москвы, поди? Или выше. Будь он обычным частником, снесли бы не задумываясь.

Как-то так...

Интересно, кому принадлежит этот ТИАС (и второй выход из "Бауманской"), что с ними так цацкаются.


Еще из забавного:
- если ехать из Москвы, то в черте города рельсы уложены криво. На 120 Ласточка ходит ходуном. Удивительно, что Собянина не снесло во время интервью.
- уровень платформы не смогли сделать = Ласточке. Перепад высот 15-20 см. Инвалиды-индивидуалисты отдыхают в сторонке. С другой стороны, они и на платформу не попадут, лифтов там нет, только ацкие пандусы. Аналогично и для чемоданов.


Скажу больше -

в Зелике (Крюково) под пуск ласточек делали ремонт третьей платформы. С "заботой об инвалидах", да. На входе в вагоны получилась"ступенька" 30 сантиметров высотой и "ров" до 50 сантиметров шириной. На ТОЛЬКО ЧТО "отремонтированной" платформе, которая делалась СПЕЦИАЛЬНО ПОД СПЕЦИФИКАЦИЮ ласточек. Ну, и в соответствии с новыми градостроительными нормами, по которым доступность для маломобильных членов общества ДОЛЖНА БЫТЬ!
Пандусы с уклоном 8%? Нет, не слышали. Максимальная длина 9 метров максимум? Нет, не слышали!

Жаль в Ховрино не останавливается.

Сколько обычных электричек ради этого чуда отменили?

Обычных электричек до Крюково добавили. ВНЕЗАПНО!!!

Дорого 160р для ватника.