?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Как превратить "скотовозки" в общественный транспорт
proboknet
Снова возвращаюсь к теме общественного транспорта. У поста не очень этичное название. Но дальше вы поймете, почему я использовал термин "скотовозки" для нынешнего общественного транспорта (ОТ). Более того, у меня есть большой личный опыт в перемещения на ОТ. И как пассажир, я имею право высказать свои личные впечатления от поездок в автобусах. Поводом, как это уже часто бывает, послужило письмо одного из читателей.

Привожу его полностью (потом выскажу свои соображения по поводу нынешнего состояния ОТ):

Анализ перспектив развития наземного общественного транспорта. В газете "Комсомольская правда" напечатана интересная статья о способах борьбы с пробками. В частности в этой статье написано:

"Сейчас в Москве на каждый квадратный метр городского  транспорта приходится более 5 человек, а на отдельных маршрутах - до 7. Европейские автодорожники подсчитали, что общественный транспорт теряет привлекательность при наполнении автобуса более 1,5 человека на 1 кв. м, а больше 3 человек на метре пола там вообще не бывает! В мегаполисах США пассажиры не должны стоять во время движения. Автобус считается полностью заполненным, если заняты все сидячие места."


Правительство Москвы не планирует существенного прогресса в этом направлении. В соответствии с разделом наземный общественный транспорт программы развития транспортной системы: Среднее наполнение салона в часы пик чел. на кв. м: 2011 год - 5,1 2016 год - 4,1 Здесь указано СРЕДНЕЕ наполнение салона. Например, если автобус в одном направлении едет с загрузкой 1 чел. на кв. м, а в обратном направлении 7 чел. на кв. м. То в среднем получится 4,1 чел. на кв. м. Никто даже не заметит такого уменьшения с 5,1 чел. на кв. м до 4,1 чел. на кв. м. А это означает что этот пункт программы профанация. Правительство Москвы не собирается увеличивать количество автобусов и повышать комфортность наземного общественного транспорта. Неудовлетворительными являются планируемые темпы уменьшения даже СРЕДНЕГО наполнения салона автобуса в часы пик. Такими темпами мы даже свое СРЕДНЕЕ наполнение салона подгоним под европейский уровень лишь к 2029 году.

Вот так выглядит среднее наполнение салона в часы пик чел. на кв. м, если продолжать в таком же темпе:
2011 5,1
2016 4,1
2021 3,1
2026 2,1
2029 1,5
Таким образом, к 2029 году наземный общественный транспорт в Москве станет комфортным и автомобилисты будут готовы пересесть с личных автомобилей на автобусы. А до 2029 года нельзя вводить выделенные полосы для общественного транспорта, потому что автомобилисты не пересядут из своих комфортных автомобилей на не комфортные автобусы. Введение выделенных полос до 2029 года только ухудшит транспортную ситуацию. И до 2029 года придется всем немножечко постоять в пробках.

Мосгортранс считает нормальной загрузку 5 чел. на кв. м. (см. ответ мосгортранса). Уважаемый господин Собянин, приглашаю вас прокатиться в час пик в автобусе №157 при загрузке 5 чел. на кв. м. Для повышения комфорта наземного общественного транспорта надо:
1) Менять нормы загрузки автобусов.
2) Пересматривать темпы уменьшения среднего наполнения салона.
3) Увеличивать объемы закупки автобусов. Осуществление этого пункта является важным простым и дешевым.
Важным потому что: количество пассажиров пользующихся метро (2,4 млрд. чел. в год) примерно равно количеству пассажиров, пользующихся наземным общественным транспортом (2,2 млрд. чел. в год).
Простым потому что: запустить новый автобусный маршрут проще, чем построить новую линию метро.
Дешевым потому что: Обеспечить отдаленные районы нормальным автобусным сообщением дешевле, чем строить метро.

Это не значит, что не надо строить метро, а значит, что мы можем повысить привлекательность общественного транспорта за счет увеличения комфортности автобусов на период пока не построено метро.

P. S. Интересным является письмо из Мосгортранса, которое и стало поводом для написания моего письма в правительство Москвы. 


Все читать, наверное, не стоит. Самое важное я выделил:





Итак, что мы имеем? Нормальное (номинальное) по мнению Мосгортранса - это пять человек на квадратный метр! Много это или мало? Например, в автомобиле на водителя и пассажиров приходится 2-3 квадратных метра. В обычный рабочий день в среднем в машине находится 1-2 человека (т.е. меньше одного человека на квадратный метр). Причем в автомобиле и водитель и пассажиры сидят, а в автобусе пять человек на квадратном метре (а то и все восемь) стоят!

Вот из-за этой наполняемости (5-8 человек на квадратный метр), я и назвал современный ОТ "скотовозками". Я ездил в такой толпе (думаю не только я, но и все остальные)! И не один раз! Еще раз, Мосгортранс считает наполняемость автобуса 5 чел/м2 - вполне нормальной! То есть - не требующей улучшения!!! При такой наполняемости, не только автомобилисты никогда не будут стремиться пересесть в автобус, но и пассажиры автобуса будут статься пересесть из ОТ в личный автомобиль!! 

Еще раз заострю внимание на том, что в ОТ большинство пассажиров едет СТОЯ (иногда даже "висят" на поручнях)! Сколько сидячих мест в обычном городском автобусе? Всего около 20! Места только для пенсионеров, остальные стоя! Причем для увеличения наполняемости ОТ, часть сидений вообще демонтируется:

Реализуется идея, впихнуть в автобус побольше народу!!! А потом возникают мысли сделать в автобусах Wi-Fi, чтобы туда людей завлечь. Ага, как вы себе представляете использование интернета в толпе 5-8 человек на чел/м2? Один раз в переполненном автобусе, я даже не смог ответить на звонок по мобильному, какой уж тут интернет!

Может нам на городских маршрутах запускать такие автобусы (50 посадочных мест):


Все сидят и могут пользоваться планшетными компьютерами и интернетом или просто читать! Такие автобусы успешно используются для междугородних перевозок.


Вы скажете, что для города такие автобусы не подходящие:
Что детской коляске в таком автобусе нет места. Ладно, можно демонтировать четыре сидения на задней площадке автобуса для коляски.
В городе, многие ездят на небольшие расстояния на 2-3 остановки? Две-три остановки проще пройти пешком, чем ждать ОТ! Но даже небольшие расстояния лучше проезжать сидя, а не стоя!

Мосгортранс запускает экспресс маршруты (5-7 остановок на маршруте): 901, 902, 303, и т.д. Вот типичный салон такого автобуса:


20 посадочных мест. Остальные стоя. Пока наполняемость автобуса 5-7 человек - комфортно. А когда будет 50? А ведь пассажиры в таком автобусе едут по 20-30 минут! Стоять по полчаса в автобусе? Сомнительное удовольствие!

Как вы считаете, не лучше ли в городе использовать автобусы с большим количеством посадочных мест? Не на всех маршрутах, конечно, но на очень многих!



вообще в условии турникета двухдверный транспорт идеален - 1 дверь - посадка, другая - выход.

А Вы ездили на автобусе 748? Он ходит от ж/д станции Ховрино до ж/д станции Бескудниково, и на его пути нет ни одной станции метро. Государство решило, что если не подвозит к метро - значит, не будет большого потока, и пустило на этот маршрут укороченного уродца без задней двери, зато с несколькими ступеньками внутри. Так там у средней двери всегда толчея! Идеальный транспорт?

После второго документа опечатка? "Например, в автомобиле на водителя и пассажиров приходится 2-3 квадратных места." — должно быть "метра"?

Текст отличный!

ошибкой была советская власть, которая помимо выемки мозгов и репрессий зацентрализировала всю инфраструктуру страны на Москву. Теперь для решения проблемы нужно строить новые города и выстраивать к ним инфраструктуру. Иначе никак.
да, и людей нужно заново учить. большинство населения не обладают кругозором и не усеют проявлять волю. отдельным образчикам запретить размножаться. жестко, но иначе никак.

Давайте пока с автобусами вопрос решим)
Не будем замахиваться на всю страну)

Не лучше! Очень часто при пустом салоне автобуса предпочитаю проехать свои -цать остановок стоя по причине брезгливости. Это поезда метро ежедневно с пристрастием моют, а вот с автобусами по-другому. Особенно остро проблема стоит в зимний период во время оттепели.
Основная проблема НОТа - низкая скорость посадки пассажиров, виной тому - АСКП и продажа билетов водителем.

Плюсую. Продажа билетов водителями - АД кромешный, народ как правило без сдачи не оплачивает.

После таких "не этичных названий" поста Ваш журнал начинает плохо пахнуть! ТщательнЕе надо подбирать слова и малёха думать!

Может проблема не в названии поста, а в условиях перевозки пассажиров ОТ?

вот на самом деле все борются с последствиями. Но почему то никто не хочет смотреть на причины.
А это очевидно, что люди зачем то едут. каждый день они зачем то едут в центр. Так зачем они туда едут? правильно. НА РАБОТУ. И что это означает? Это означает что надо сделать так чтоб аренда офисных помещений в центре стоила немереных денег. Надо выгонять работодателей из центра. Создать офисную зону ближе к Мкаду с льготными условиями аренды. Тогда и пасажиропоток снизится. Я не знаю как это реализовать на самом деле. Но другого пути нет.

да, и как же ездить на работу людям за мкад, куда вообще никакой транспорт не ходит и метро рядом нет?

Наболело, капитан!

Есть еще куча проблем, Вами не затронутых.
Обратите внимание на последней фотографии на размер прохода между рядами! Там хорошо видно: если кто-то уже стоит в проходе, пройти мимо него очень трудно. Особенно зимой, когда все в теплой и объемной одежде.
Весь салон автобуса состоит из ступеней - сколько раз видела, как пассажиры с них падали! А может ли на такую высоту залезть пожилой человек, да еще с сумками.
И именно такие автобусы приезжают на переполненные остановки в вечерние часы "пик", а длинные Икарусы едут мимо в парк.
Потом на фотографии на сиденьях есть поручни. В реальности их часто нет. Даже в старых автобусах спилены, и места спила прикрыты заплатками. Очень хотелось бы узнать, зачем.
Отдельная тема - кто за рулем. Последнее время водители стали так тормозить и поворачивать, что удержаться очень трудно. А поручней нет! Часто и ремней нет. Зато есть монитор, на котором показывают приколы и анекдоты! Прогресс!
Водители теперь могут не открывать двери, если пассажир не нажал заранее кнопку. Сама видела бабульку, которая не могла говорить громко, вообще еле двигалась. Начала нажимать кнопку на остановке - а уже поздно. Знаете, какой нам крик пришлось поднять, чтобы водитель все-таки открыл ей дверь?
Ну и турникеты. Как-то о них не вспоминают последнее время, а разве они себя оправдали? Ведь под ним легко пролезает почти любой желающий, а сколько проблем! Билеты портятся, пройти внутрь салона невозможно, посадка занимает минут 10! Продажа билетов - тоже отдельная тема.
Проблем с ОТ много, очень много, пересаживать на него водителей никто, судя по всему, не собирается. И если за это не возьмется общественность, все будет только хуже.

Edited at 2012-03-01 07:53 am (UTC)

Александр, автобусы экспресс-маршрутов можно сказать "сверхмалой вместительности". Там стоя невозможно ездить, т.к., во-первых, выделенные полосы всегда занятыми автомобилями и там ВСЕГДА пробка (правда, когда стоит ДПС, полоса свободна), и, во-вторых, маршрут уже перегружен в час-пик(говорю про 902-ой), доходило до того, что приходилось ехать "до турникета" (не смог дойти). А со вчерашнего дня ему добавили еще остановок (теперь это не экспресс похоже). Куда они собираются людей впихивать - непонятно.
Этот маршрут мог бы пользоваться очень большой популярностью, но...Да можете сами прокатиться часиков в 7-8 утра или вечером в 4-7, 1,5 часа "удовольствия" Вам гарантировано.

Вот что бывает, когда автобусом пытаются подменять рельсовый транспорт большой вместимости (метро, электрички).

"Как вы считаете, не лучше ли в городе использовать автобусы с большим количеством посадочных мест? Не на всех маршрутах, конечно, но на очень многих!"

Нет!
Потому что в этом случае придется увеличить количество автобусов раза в 2-3, чтоб автобус не набивался.
В противном случае автобус будет забит, а пассажиры будут в ужасной тесноте, в узком проходе между сиденьями, где никто пройти не сможет на выход.
Александр, мне кажется вы пытаетесь сделать не возможное)
Не возможно сделать общественный транспорт по комфорту на уровне такси) Для этого давно есть маршрутки! где все сидят.
По мне уж пусть автобус будет с меньшим количеством мест, но просторным и с широкими проходами, чем полно сидячих и не возможно пройти от одной двери к другой.
В общем, вкратце - ваше предложение не для Москвы.

Ай я яй!!!!!

Какая беда, увеличить число автобусов в 2-3 раза! Конечно это нужно делать!!!!!
Нельзя пересадить автомобилистов в автобусы не увеличивая их количество!!!
Там и так давка! Давайте еще впихнем в салон побольше народу???

Ну почему, если ОТ - значит он должен быть не комфортный?

Все верно написано, вот потому в скотовозках и не езжу.
Забыли еще прибавить иногда ожидание по 20-40 минут. Зимой на морозе.
Что нужно сделать для улучшения не знаю, но , к примеру, в Лондоне им это удалось и там с огромным удовольствием ездил на автобусах, предпочитая их другому виду транспорта.
Наверное надо приглядеться к их опыту.

Один раз ехал в автобусе с увеличенным числом посадочных мест (порядка 50-ти) по маршруту 748 Ховрино - Бескудниково. Все пассажиры сидели на мягких креслах и были очень довольны происходящим. Этот автобус я посчитал весьма комфортным.

В то же время, в том же районе, по маршруту 677 (м. Петровско - Разумовская - платф. Лианозово) курсируют автобусы якобы повышенной вместимости, в которых салон сделан безграмотно. например, куча незанятого пространства "над колёсами" автобуса, куда люди в часы пик забираются, перелезая через заградительные поручни, т.к. места для стояния остаются лишь возле турникета.

Думаю, не стоит говорить, в пользу какого автобуса я проголосую...

В Лондоне проживает 15 млн (без учёта приезжих)? Вот и весь опыт, имхо :(

Сидячих мест, однозначно, необходимо делать больше.
И пускать автобусов больше.
Но если честно говорить, то нужен еще один Ваш клон, который сможет также предлагать и двигать проекты в сфере ОТ.
Количеством автобусов проблему тоже не решить. Здесь же целый комплекс. И дороги надо расширять для остановок ОТ, и парковочные карманы для автомобилей или знаки остановка запрещена, чтобы можно было спокойно проехать, и более скругленные повороты и.т.д.
Но у нас же как всегда, ОТ отдельно, дороги отдельно, ЖКХ отдельно...

Мне кажется, что стоит начать с неотвратимости наказания за безбилетный проезд на любом виде ОТ. За несколько месяцев ИНТЕНСИВНОЙ работы мобильных групп в метро, в наземном ОТ в обществе изменится представление о том, что можно ездить на халяву. Перестанут прыгать в метро через турникеты или подлезать под турникеты в наземном ОТ.
Увеличится собираемость, будет больше денег для покупки новых подвижных составов. (автобусов, трамваем, поездов метро, и.т.д)

В дополнение к этому необходимо поставить аппарат, который выдает сдачу и чек в автобусе. Водитель очень-очень много времени тратит на выдачу сдачи. Видел в Европе аппарат (механический) Проезд стоил 1.2 евро. и у него были кнопки. 2, 5, 10, 20, 50 (что-то вроде того). При нажатии на эту кнопку в отсек сбрасывалась необходимая сдача. 0.8, 3,8, и.т.д монетами. Вот это было действительно быстро.

А еще необходимо срочно начать устанавливать УНИВЕРСАЛЬНЫЕ автоматы по продаже билетов, в которых можно платить карточкой и наличными деньгами, на все виды ОТ. Наземный ОТ, метро, электрички, маршрутки (там зачастую платишь водителю, а он даже чек не дает, хотя должен).

Что думаете по этому поводу?
П.С. Я понимаю что в наших "реалиях" быстрого результата ждать не приходиться.

да Вы, батенька, идеалист! Прежде чем начать НЕОТВРАТИМО наказывать за безбилетный проезд, нужно большинству населения поднять уровень дохода. А то большинство зайцев таковыми стали не по любви к халяве, уж поверьте.....

я тоже глубочайшим образом убеждена, что ОТ, которого надо дожидаться по полчаса, в который трудно влезать, причём водитель матерится, если нет возможности даже (!) пройти за турникет, в котором нужно висеть носом в спину соседа, в котором ездят бомжи и гастарбайтники, в котором тебя могут ограбить - НИКОГДА не будет привлекательным.

Я лучше буду стоять в пробке в комфортабельном авто, чем ехать в таком ОТ. В большинстве случаев....

Много мест в автобусе или мало роли не играет на данном этапе.Пробки "убивают" всё и вся.Если на маршруте будет пробка,то все автобусы в неё встанут в рядок и всё...Интервал сбит.Люди ждут по 30-40 минут!И кому он нужен,такой ОТ?

"Как вы считаете, не лучше ли в городе использовать автобусы с большим количеством посадочных мест?"

Считаю, на данном этапе - нет.
Для начала бы решить проблему хотя бы комфортного стояния без давки. Главная проблема сейчас - не регулярность, хаотичность и стояние автобусов в пробках.
Вобщем решить вопрос можно только в комплексе - надо чтоб пара-торйка знающих толк в этом людей взяли и перекроили нахер всю инфраструктуру ОТ под человека.
(утопия, ага)

Edited at 2012-03-01 08:50 am (UTC)

Поменять все маршруты?

Чтобы никто не догадался как доехать? ))
Допустим автобусы и даже троллейбусы можно быстро перекороить.
Но как быть с метро, трамваями и электричкой из Петушков?