Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Когда российские дороги станут безопасными

В марте 2016 года состоится Государственный совет по безопасности дорожного движения, который будет возглавлять Путин. Это большое событие, где будут озвучены новые приоритеты, программы и другие инициативы в дорожной области. Проблема действительно есть, каждый год мы продолжаем терять примерно по 27 000 человек (плюс/минус, уж извините за бестактное сравнение, но статистика штука безэмоциональная) и пока принципиально переломить эти показатели не можем.

Макет трассы во Владимирской области


В рамках подготовки к Госсовету в конце прошлого года (25 декабря) во Владимире состоялось заседание Федеральной комиссии по безопасности дорожного движения, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Причем мероприятие было очень представительным: министр транспорта Максим Соколов, министр связи Николай Никифоров (кто не знает, ему всего 33 года, а уже министр), начальник российского ГИБДД Виктор Нилов, глава Роавтодора Роман Старовойт, депутаты Госдумы, в том числе Вячеслав Лысаков, а также представители регионов. От Москвы принимал участие Максим Ликсутов, от Подмосковья Петр Иванов, а от Владимирской области губернатор Светлана Орлова. Плюс, конечно, множество других чиновников и экспертов.



Я отпишусь по некоторым важным тезисам из докладов, которые мне показались интересными, а также прокомментирую их.


Основным докладчиком был, конечно, начальник Госавтоинспекции Нилов. Он сообщил (не дословно):
- в 2015 года количество погибших снизилось на 14% по сравнению с прошлым годом;
- 70% наездов на пешеходов совершается вне пешеходных переходов (этот тезис меня просто ошарашил);
- скоро в ПДД появится новый термин "опасное вождение", следом в КоАП появится соответствующий штраф. На это ГИБДД делает большую ставку и рассчитывает, что удастся снизить количество ДТП с опасными водителями;
- огромная проблема - небезопасность пассажирских перевозок, особенно нелегальных. В таких автобусах гибнет достаточно много людей и обычно такие аварии особо резонансные (в 2015 году погибло 120 человек, в 2014 году - 150).

Шувалов спрашивает Нилова: что конкретно то вы предлагаете, какие новые идеи, принципиальные решения? Нилов говорит, что мы движемся в целом в правильном направлении. Однако мне показалось, что Шувалов не очень то остался доволен этим ответом.

Возле администрации Владимирской области висят наши новые светофоры с красным контурным кругом. В регионах уже вовсю эксплуатируют удобные для водителей новшества и это круто.



Кстати, я напомню, что совсем недавно свою должность покинул Виктор Кирьянов, замминистра МВД по безопасности на транспорте, он же бывший глава ГИБДД России, теперь ходят слухи, что вслед за ним начнет меняться и старая команда Госавтоинспекции.

Выступил министр транспорта Соколов и сообщил, что на конец 2015 года только 60% российских дорог будет соответствовать нормативам, однако, если денежных средств хватит, то к 2018 году этот показатель составит все 100%.

Министр связи Никифоров: мы создаём единый портал для приема обратной связи от водителей, туда можно будет присылать свои идеи и предложения, как сделать конкретные дороги лучше. Правда Никифоров не пояснил, что дальше то с этой информацией делать. У Пробок.нет есть тысячи собранных от людей идей по Московскому региону, сотни крутых проектов по улучшению движения и безопасности, но они все лежат никому не нужные.

Внизу у администрации выставка спец.техники



Председатель комиссии госдумы по транспорту Москвичев предложил 10% стоимости ОСАГО направлять на безопасность дорожного движения, ведь это же миллиарды рублей! Однако страховщики, сидевшие в зале, с этим не согласились.

Депутат Лысаков заявил, что камеры фиксации нарушений стали использовать только как способ дохода бюджета, надо ломать тенденцию (и я с ним категорически согласен в этом вопросе). Также он сообщил, что нужно не допустить передачу дополнительных полномочий по штрафам Москве, как региону (тут я с ним категорически не согласен).

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова заострила внимание на огромном количестве пьяных водителей и о системности данного явления. Бороться с ними приходится в ручном режиме, нет действующих системных решений. Надежды возлагаются на новую меру, которая еще готовится: конфискация транспортного средства у пьяных водителей (поддерживаю эту инициативу и напишу об этом подробнее).

В холле первого этажа была небольшая выставка детского городка и других достижений области в ОДД


Потом Игорь Шувалов дал слово и мне, представив всем как эксперта, которого он часто привлекает для консультаций и новых решений. Что правда, с Шуваловым у нас установились хорошие рабочие отношения, в прошлом году исключительно при его поддержке удалось внедрить в ПДД ряд полезных инициатив, в этом году мы хотим провести такую же работу.

И вот, наконец, я хочу рассказать, что сам думаю о том, что происходит в области безопасности движения.

Для начала скажу, что почти все выступающие говорили, что привлекают к работе общественные и экспертные организации, мол, это повышает эффективность принимаемых решений. Правда ни одной организации никто назвать не смог. Нас, кстати, к такой работе за год никто не привлекал (если не считать самого Шувалова), не слышал, чтобы привлекались Городские проекты, Синие Ведерки, тогда кто же?!

Нужна новая концепция организации дорожного движения. Существующая концепция, если она и есть, сводится к главному тезису - дороги должны соответствовать нормативам и тогда все будет в порядке. Это категорически не так. Все наши ГОСТы и СНИПы настолько безнадежно устарели, что у нас люди гибнут даже на дорогах, которые им соответствуют. Т.е. люди гибнут по ГОСТам.

Более того, большинство чиновников, присутствующих на совещании, мыслят линейно: будут деньги - будет безопасность, а если не будет денег ... (утром деньги - вечером стулья). Новых подходов, нестандартных решений нет и быть не может. Тогда остается один путь - свалить всю ответственность на участников движения. Любое ДТП и чья-то смерть - нарушение ПДД. Значит, сами виноваты. Значит, нужно повышать штрафы. Все. Других инструментов нет и круг замкнулся.


Начальник ГИБДД сообщил, что 70% пешеходов сбивают в "неположенном для перехода дороги месте". Странно, но почему же никому не приходит в голову сделать такие места "положенными", оснастить зебрами, освещением, а не убирать переходы. Мне очень понравились слова заместителя Председателя Правительства Подмосковья Петра Иванова, который сказал, что 35% ДТП происходят в очагах аварийности, а 65 % вне их, т.е. они могут произойти на любом участке дороге. Значит, если нам удастся побороть эти "очаги" (что полностью все равно невозможно), то принципиально ситуацию это не изменит, мы в разы не сократим количество погибших.

При этом почему-то никто не замечает, что мы стоим на месте в плане статистики аварийности. Да, в прошлом году погибло на 15% меньше людей, но я лично это списываю на кризис и снижение автомобилепользования. В этом году, уверен, мы выйдем в ноль или даже немного отыграем назад. Но как бы то ни было, принципиально ситуация не меняется, мы не догоняем Европу, а еще сильнее от нее отстаем.

Я заметил, что за 2,5 часа ни один выступающий не произнёс хотя бы что-то отдаленно напоминающее словосочетание "удобство дорожного движения". Никто, кроме Шувалова, не вспоминал про водителей и пешеходов в контексте субъекта дорожного движения (т.е. самостоятельной единицы), а не объекта (к кому постоянно нужно применять какие-то меры, например, штрафы). Все аварии списывают на людей и хотят изменить их поведение, однако, никто с этими людьми разговаривать не хочет, никто не хочет их понять, только заставить. Результат понятен и не меняется год от года.

Главная задача дорожного движения - сделать его удобным. Вот, что предлагает Пробок.нет. На светофоре постоянно выезжают на красный?! Перенастройте его, измените направления, сократите врямя ожидания. Водители разворачиваются через двойную сплошную?! Сделайте поблизости легальный разворот.

Ни в одном нормативном документе не сказано, что движение должно быть удобным и направленным на людей. В результате - оно может хоть три раза соответствовать ГОСТам, но, как говорил Ленин: формально все правильно, а по существу издевательство.

Как только не придется нарушать, превышать скорость, перебегать в неположенном месте, уворачиваться от гаишников в кустах, когда водители поймут, что власти не борются с ними, а работают для них - тогда мы и от людей получим повышение культуры, снижение количества аварий и изменение в статистике аварийности.

Поэтому нужная новая концепция движения, где во главу угла будет поставлено удобство, под это переписать ПДД, ГОСТы и СНИПы. Привлечь к этой работе в первую очередь не гаишников, а экспертов, проектировщиков, общественные организации, т.е. пользователей этой системы, они подскажут, как надо сделать.

Надеюсь, получилось конструктивно, не хотел никого из присутствовавших на совещании людей обидеть;)


Tags: безопасность, гост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →