?

Log in

No account? Create an account
Александр Шумский

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Чему можно поучиться у израильтян
Александр Шумский
proboknet
Израиль – страна молодая, но быстрорастущая, где подавляющее число городов начинали строить полвека назад, а то и позже. При этом Израиль страна победившего автомобиля – без личного транспорта по стране практически невозможно перемещаться, так как общественный транспорт дорогой и развит не очень хорошо (хотя за последние несколько лет ситуацию изменилась в лучшую сторону), а в шабат общественный транспорт в принципе перестаёт ходить с 5 часов вечера пятницы и до воскресенья. Поэтому остаётся либо машина, либо такси с маршруткой.



При этом израильские города безопасны и удобны для пешеходов и велосипедистов, даже для детей.
В правильной организации дорожного движения, конечно же.

В мире давно принята следующая классификация: улица и дорога. Улица – общественное пространство для горожан с определённой провозной способностью (а не пропускной, как любят некоторые заявлять). А есть дорога – это место для автотранспорта, куда не пускают велосипедистов, пешеходов, а иногда и общественный транспорт. В городских условиях такая дорога называется вторым контуром (первый – улицы).

Среднестатистическая улица в Израиле выглядит так


Чаще всего это идут улицы с 2 полосами движения, или же 2+2 с разделителем. Перекрёстки часто организованы в виде круга, который не только дешёвый, но и хорошо успокаивает движение, либо же регулирование светофором




В 90% случаев на перекрёстке будут островки безопасности, которые также успокаивают трафик, но кроме этого помогают разбивать светофорные фазы. Иными словами, вместо того, чтобы ждать зелёный сигнал через 4 полосы одну минуту, пешеходам нужно ждать 30 секунд, чтобы перейти 2 полосы, и ещё 30, чтобы перейти оставшиеся 5 метров. Такое решение снижает желание нарушить ПДД, ибо ждать приходится не один раз, но долго, а два раза, но понемногу



К слову, обычное количество полос не больше двух в одну сторону не случайно – при двух полосах каждая полоса достигает максимальной эффективности, дальше же, при добавлении каждой новой, линейного увеличения пропускной способности не происходит из-за роста количества перестроений. Плюс чем больше полос – тем больше шума и тем опаснее улица.

Часто на улицах можно встретить нерегулируемые съезды с пешеходным переходом, в таких местах всегда будет стоять мигающий знак



Если говорить о планировке территории, то в новых жилых массивах часто делаются тупиковые проезды, чтобы минимизировать транзитный трафик. При этом пешеходные и велосипедные связки остаются сквозными, благодаря чему в жилой зоне куда проще ходить пешком или ездить на велосипеде, чем на машине.


К слову о хранении машин. Более-менее новые дома строятся с расчётом одна квартира – одно машиноместо. Но есть два НО: во-первых, в Израиле не принято делать маленькие квартиры, поэтому домов-общаг нет. Вполне возможно, что в одном подъезде в доме на 5 этажей будет всего 10-15 квартир и столько же парковок. Во-вторых, естественно, эти машиноместа не идут в подарок с квартирой, а выкупаются.

Примерно так выглядит среднестатистический двор:




Парковка вдоль улиц практически всегда платная, либо же ограничена по времени (в том же Тель-Авиве или Иерусалиме часто платная парковка ограничена по времени. Хотя в жилой зоне, чаще всего, места будут размечены для резидентов. Одна из особенностей Израиля в том, что о платности/бесплатности парковки можно узнать по цвету бордюра.

Эта бесплатная:


А это платная (красно-белая разметка – места с запретом остановки и стоянки):


В связи с этим, припарковаться в городе легче и дешевле на частном паркинге, которых довольно много. Но тут всё логично, ведь когда появляется платная парковка на улице, то появляется и конкуренция, поэтому частным компаниям становится выгодно строить внеуличные паркингки, повышая эффективность использования земли и делая цену ниже, чем на улице. Это работает и в обратном порядке: пока парковка на улице бесплатная, то ни один частный инвестор добровольно не пойдёт строить публичный паркинг.


На улицах же можно встретить много деталей, отличных от наших. Например, указание направлений движения над светофорами с подсветкой


Израильтяне не страдают знакоманией, когда всю улицу увешивают огромными знаками. Тут знаки ставятся лишь самые необходимые (расчёт на то, что водитель не идиот, а если и идиот, то пусть платит штрафы, либо ходит пешком) и те меньше размером, чем у нас


В жилой зоне весьма распространены улицы с ограничением скорости в 30 км/ч. Делается это для удобства и безопасности жителей:


Выделенные полосы помечаются жёлтой разметкой, как на дороге…


… так и на знаках:


А теперь о втором контуре, или о внутригородских дорогах. Как правило, чисто городских дорог нет, зато иногда загородные трассы проходят через город, как тут в Тель-Авиве:


Ехать по такой можно уже не 50 км/ч, как на улицах, а 90-110:


Любое прохождение подобных трасс через город разрывают городскую ткань и отрезает районы друг от друга. Но этот эффект можно минимизировать. К примеру, в Израиле такие дороги проходят в заглублении, за счёт чего люди могут перейти её беспрепятственно (под землю пускают машины, а не людей):


Вообще же, лучше всего такие трассы в городе накрывать сверху (парк, застройка – не суть важно), делая пространство комфортным для горожан. Насколько я знаю, в Тель-Авиве такие планы есть


В своё время локально были построены эстакады на улицах, но мы-то с вами хорошо знаем, что такое строительство – зачастую самый дорогой способ передвинуть пробку на 100м дальше. В Израиле их судьба печальная, к примеру, совсем недавно подобная эстакада была снесена ради строительства трамвая


Таким образом, при массовой автомобилизации и автомобилепользовании, израильские города не стали агрессивными для пешеходов и велосипедистов, так как там изначально не пытались сделать из улицы шоссе – это дорого и бессмысленно. Гуляя по городам, вы не встретите подземных или надземных переходов. Но за счёт продуманного проектирования и применения простых вещей, типа кругового движения или островков безопасности, ездить на автомобиле в городе удобно для водителей и безопасно для окружающих.


Уверен, нам есть чему у них поучиться.

Материал подготовлен Аркадием gre4ark Гершманом специально для Пробок.нет.

  • 1
Заметьте - все для авто, ОТ - для нищебродов и поэтому не нужен. Плебеи и пешком дойдут. А у нас? Очередной виток антиавтомобильной истерии....

скорее всё для пешиков и веллеров :)
Ещё помогают климат и размеры.

В Иерусалиме уже трамвай есть, в Тель-Авиве его строят. Есть автобусы и новая жд сеть.

Ещё лет 7 назад правда было всё для авто, но сейчас курс на ОТ.

что-то пытаетесь доказать на примере Израиля?
Стране с действительно кошмарным ОТ и при этом сравнительно слабой автомобилизацией?
Спасает только небольшой размер страны и городов, повышенные меры безопасности. Перед вами пример того, как НЕ НУЖНО строить транспортную систему, систему налогов, сборов, тарифов ОТ и его финансирование. Хотя дорогам можно позавидовать, конечно.

Аркадий как тот кулик, хвалит свое болото, а на самом деле и пробки там кошмарные, и водители дятлы безмозглые, и аварий полным полно.

Знаете город, где нет пробок? Водители, хотя, правда не ахти, но хамла на дорогах меньше, чем у нас.

Смотрю на фотки - какое-то все маленькое, карликовое...а потом смотрю в интернет, и таки да, крупнейшие города Израиля: Иерусалим (900 000 жителей), Хайфа (270 000 жителей) и Тель-Авив-Яффа (405 000 жителей).

И на основании их карликового опыта автор советует нам, россиянам, как организовать движение в Москве с ее 12 000 000 населения (без МО)? Самому не смешно?:))))

Агломерация Тель-Авива - больше 3 миллионов, так что сравнимо

Тут лишь вопрос - сравнимо с чем? С Казанью и Екатеринбургом - да, а с Москвой и Питером - нет.

Законы физики во всех странах одинаково работают

Именно поэтому не стоит сравнивать кипение чайника и работу паровой турбины. Физика одна - уровень разный.

Москва России не нужна. 12 млн. дармоедов и чуркобесов.

Еще России не нужен Кавказ. Там чурки одни. И Курилы - кусок камня. И Арктика - там лед один. И...что еще не нужно?:))))

Задроченный, расскажи, как сильно ты не хочешь понаехать в Москву.

Основная мысль поста - в Израиле все круто?

Не знаю насчет дружелюбности, из мск не видно, возможно так и есть, но.
1. СМотрю на гуглокартах прямщас - пробки в ассортименте в израиле.
2. Не принято делать небольших квартир. Да, и дома как-то не в стиле триколора на проспекте мира. Муравейник другой - другие правила. У нас без ограничения автомобилепользования никуда, ни одна сеть не вместит 12 000 000 машин (я так, с потолка - сколько жителей, столько и авто).
3. Климат. Много скутеров. Я сейчас велосипед вожу на машине по выходным до парка, чтобы говно на колеса не мотать. У нас из-за пересаживания автомобилистов на велосипеды, самокаты и мотоциклы летом тоже движение вполне себе (понятно что основной эффект дают семьи с детьми на дачах и отпускники).

Чему-то наверное поучиться можно. Но сравнивать с Москвой не надо. Слишком разная плотность населения.

Re: Основная мысль поста - в Израиле все круто?

в израиле очень распространены какие-то гибриды велосипедов с электродвигателем. Куча народа на них перемещается.

Re: Основная мысль поста - в Израиле все круто?

электровеник :) сама на таком передвигаюсь))

Re: Основная мысль поста - в Израиле все круто?

Да, у меня была безумная мысль ездить по городу на велосипеде, я б даже для этого стриду складную купил (оно без электродвигателя) или даже электровеник.
Меня костюм как форма одежды останавливает. Неудобно. Портфель некуда девать. А с зимним говном еще и грязный буду. Хотя хз, может отмазки сам для себя леплю.

некоторые места узнал на фото. ахаха ))

На счет городского транспорта - в шабат мы, конечно, кроме как на такси проехать не могли. Но в остальные дни - автобусов много, билеты не такие уж и дорогие (особенно по сравнению с такси) и билет действует некоторое время, так что можно заплатить один раз, но проехать несколько раз (мы этого не знали).

Я не согласен с выводом, что в Израиле плохой общественный транспорт. Он очень хороший. Особенно междугородние автобусы. А их водители вообще золото, а не люди, и других таких по отзывчивости я в Израиле не встречал.

Смотря с чем сравнивать израильский общ. транспорт, по сравнению с европой, он там довольно слабый. Если же с нами - довольно неплохой.

вот одного не пойму понять - упоротости этих урбанистов

например круги - имею "счастье" ездить в районе Петровского дворца (где раньше была академия Жуковского), там как раз таки эти круги - дык все встает нафиг, все "входящие" улицы. а если "исходящая" (например, Старый Петровский) встает, то круг забит по _всем_направлениям_ то есть пробка мультиплицируется :) ну то есть результат не сума пробок, а произведение :)

опыта недостаточно чтобы полностью оценить различие автомобильной жизни.
у них нет такой снежной зимы как в России, когда зимняя парковка вмещает максимум 75% летнего количества машин.
у них в строительных нормах 1 квартира = 1 машиноместо, в Российских это 5-10 квартир=1 машиноместо.
Думаю знающие люди подправят меня, про машиноместа.

Всё хорошо, но дворы безобразны. Ни пешеходных дорожек, ни зон для отдыха. Двор-парковка.

  • 1