proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Самый вредный прибор в машине - спидометр
proboknet

Я не шучу, он обычно нужен, чтобы сверять скорость. Но сверять с чем? Со знаками ограничения скорости, с установленными по умолчанию режимами (город/трасса). Представим, мы выключим спидометр в машине - как же тогда водитель будет ездить? Он будет управлять автомобилем с интуитивно удобной скоростью.



Если это будет широкая дорога с многочисленными полосами, без светофоров и пешеходных переходов, то будет хотеться нажать на гашетку. Если это будет Пятницкая улица, с узкими полосами, частыми переходами, извилистой траекторией - то и ехать придется с небольшой скоростью.

Получается, спидометр нужен, чтобы не превышать удобную скорость по сравнению с разрешенной. Именно поэтому он может быть даже вредным для безопасности дорожного движения.

Если водителю хочется постоянно превысить, значит с дорогой что-то не так. Возможно, построили многополосный хайвей, а знаки ограничения повесили "40". Тогда, получается, власти просто прикрывают свои проектировочные ошибки ответственностью водителя (мол, сам виноват, надо было смотреть на показания спидометра).

Если же водитель едет по тихой улице еле-еле, боясь, что в любом месте может выскочить пешеход - спидометр вообще не нужен, на него никто не смотрит. Отдельно давайте упомянем придурковатых, которые могут хоть 100 км/ч гонять по двору, для них спидометр тем более вреден, он их не останавливает, а стимулирует ездить быстрее, чтобы пофарсить.

В общем, появилась у меня такая теория и идея провести эксперимент: взять несколько автомобилей, поставить на них GPS-датчики, зафиксировать показания скорости (средней, максимальной) за неделю езды в обычных условиях. Потом отключить спидометр и еще раз снять показания через неделю, чтобы сравнить их с первыми.

У меня есть стойкое ощущение, что водители без спидометра будут ездить аккуратнее, потому что будут максимально сосредоточены именно на окружающей обстановке на дороге, а не на показаниях приборов (на это, кстати, приходится постоянно отвлекать взгляд). Ориентироваться можно будет только на свои ощущения (дорога будет подсказывать нужную скорость), а также на скорость потока.

Эксперимент покажет, что изменится в поведении водителей. Жду вашего мнения о "теории вредности спидометра", а также предложений, как можно организовать эксперимент, чтобы его результаты были объективными.

П.С. Стоит сказать, что машины разные, и ехать на жигулях 140 км/ч и на Ауди с такой же скоростью - это две большие разницы. Однако эксперимент в Австралии (где отменили ограничения на трассе) показывает, что 85% водителей едут примерно в одном скоростном диапазоне (конкретно там от 133 до 139 км/ч). Это подтверждает мысль, что разумность важнее форматных ограничений.


строго говоря, спидометр - чисто маркетинговое устройство.
при том, что примерно в 99% стран максимальная скорость не превышает 140 км (а в 98% - не более 120), так же на 100% легковушек максимальная возможная превышает эту цифру на 100км.
зачем?

Этот запас, кроме упомянутых маркетинговых соображений, нужен для экстремальных ситуаций. Например, для обгона фур. Почему нельзя программным образом, скажем, ограничить скорость 120 км/ч? Да потому, что при обгоне фуры может на 3 секунды понадобиться скорость 150 км/ч, чтобы эту самую фуру не обходить полчаса (за которые может и на встречке кто появиться, да и прямой с нормальной видимостью может не хватить).

Была у меня машина, на которой не работал спидометр, полстраны на ней изъездил, один раз только штраф за превышение получил. И правда не отвлекаешься на неважное, а едешь по обстановке :)

На "зубиле" такая же фигня была, тросик от коробки до спидометра ломался постоянно, сколько его не менял, потом плюнул и ездил с мертвой стрелкой спидометра, но к слову сказать, камер было тогда меньше, чем сейчас.

а сейчас на машине есть электронный ограничитель, включаю, когда в черту города въезжаю, т.к. обстановка бывает обманчивой, по Ленинградке на дачу, порой не очевидно, когда в жилую зону въезжаешь, кругом лес и где-то за забором домики, а камеры стоят и письмо счастья обязательно придет.

По итогам эксперимента N2 штрафы будут или можно спокойно ехать, как хочется?


2 раза в жизни штрафовали. За скорость 62-63 км. Не заметила знаки 40. :-/


Мне больше нравится предложение "отменить ограничение скорости на шоссе" (там, где сейчас max 110. Как в Австралии. Та же симферополька спокойно может жить без ограничений сейчас. ИМХО :)

не может.
нормальный максимум там для 99% пар водитель-машина - где-то 130-150, но если убрать - то нас ждут довольно массовые ДТП на 170-180 и более :(
А уж желающих "проверить максималку" будет каждый второй :( А максималки сейчас у многих машин за 200. на которых больша часть ездить не умеет в принципе.

Если что - я там и за 200 гонял, но это мягко говоря сильно небезопасно. И максимаки проверял. Но вот сейчас - текущую машину на ДОП до максималки разгонять боязно. 240 по ГПСу, но последняя 10ка набирается долго, а рулится сия баржа на 200+ хреновато.


Эксперимет хорош, но как быть со штрафами? В Москве много где есть ограничения ниже комфортной скорости.

Поддерживаю! Надо опечатать колодец спидометра на время эксперимента

пусть будет сигнализатор превышения. да он уже и есть в навителе том же

Боюсь что самоограничения тут не сработают.
Вот если бы не было эвакуации и штрафов - многие ли р
платили бы за парковку?
Только ограничения и штрафы спасут нас.

Те кто не хотят кормить дептрансовских воров и сейчас не платят.

Ждём результатов, идея хорошая


На скорость очень влияет и сама машина. 120 на Жигуле - это бешеная скорость, а на Ауди - ощущение, что едешь небыстро... А закоы физики одинаковы для всех, к сожалению.

+1.
Была у меня 2114 -- машина рвалась в бой, как говорится, и было трудно заставить её (и себя) ехать в городе меньше сотни. Сейчас у меня ГАЗ-2752. И на 60 км/ч прекрасно мы себя чувствуем :-)

Провалится эксперимент. Я по оборотам двигателя и выбранной передаче знаю на какой скорости еду. Спидометр для определения скорости мне особо не нужен.

Для того чтобы эксперимент был корректным, нужно смотреть не только на среднюю скорость, но и сверять её с картой — на каких участках водитель стал ездить быстрее, на каких — медленнее, и т. п.
Просто замерить среднюю скорость за весь период — скорее всего разница будет в пару км/ч, потому что мы ездим обычно примерно так, как окружающие машины, вне зависимости от спидометра.
Ещё, возможно, имеет смысл посмотреть на среднеквадратичное отклонение мгновенной скорости от средней (со спидометром и без) — этот параметр показывает, насколько водитель ездит резко или плавно.

Есть такая машина -УАЗ:



Это безопасно?

Здесь нужно четко понимать, что современные машины с мощными двигателями весьма обманчиво отражают текущую скорость машины. Если одинаково давить педаль газа на скромной Корсе и заряженном Кашкае, скорость отличается в 1,5-2 раза. А доверяешь ты больше силе нажатия на педаль, чем пролетающим пейзажам за окном машины. Во всяком случае на трассе это работает именно так.

А в городе все просто. В спальных районах любого города я стараюсь ездить максимально медленно :) 30-40 км/ч. Да и круиз-контроль отлично работает на этой скорости. Если же говорить о МКАД, то я бы наоборот заставила водителей смотреть на спидометр в местах подъемов. Любая горка на МКАД это минус 20-30 км/ч. Поскольку везет круиз-контроль, приходится перестраиваться и искать ряд с постоянными 100 км/ч. Лишнее маневрирование из-за водителей, которые тупят на горках. Но зато с горок несутся до ближайшей камеры со скоростью под 140 км/ч. Опять круиз-контроль ворчит :))

+1
Могут за время без спидометра штрафов так нахватать.
После трассы, например, в любом случае по городу будешь быстрее ехать.

С появлением камер стал ловить себя на том, что постоянно слежу за спидометром.
И это действительно сильно отвлекает.
Вот бы приборчик в панельку, чтобы тихо пикал при достижении 79 ;-)

Бывают такие приборчики. У меня на 2114 была такая пищалка, которая срабатывала на 59 км/ч. Раздражала жутко. Еле нашёл, как отключается.

Интересный эксперимент.
Большей частью он показывает, верно ли спроектированы дороги.
Скорость должна быть безопасной под воздействием кучи факторов, последним из которых является угроза штрафа и необходимость ориентироваться на спидометр и пиканье машинки с предупреждениями о превышении скорости.


?

Log in

No account? Create an account