?

Log in

No account? Create an account
Александр Шумский

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Московский дуобус
Александр Шумский
proboknet

В начале лета на испытания в Москву пришёл новый троллейбус БКМ 43303А VitovtMAX. Точнее, это не троллейбус, а дуобус: в задней части машины находится дизельный двигатель, который может вращать генераторную установку, питающую тяговые электродвигатели.


Тестовая эксплуатация дуобуса на маршруте Б.

В самом начале тестовой эксплуатации, машина работала на троллейбусном маршруте Б, а после этого была выпущена на автобусный маршрут Т25, который проходит по трассе бывшего троллейбусного маршрута, снятого вместе с демонтажем проводов на улицах Покровка и Маросейка. Но на остальных участках маршрута, троллейбусная сеть существует и поддерживается в исправном состоянии. Таким образом, маршрут Т25 стал идеальным местом для испытаний дуобуса: по большей части маршрута он работает как троллейбус, питаясь от сети, а в центральной части следует с использованием дизель-генераторной установки.


Схема автобусного маршрута Т25.


Дуобус на ул. Покровка.

Многие часто называют БКМ 43303А VitovtMAX электробусом, но это неправильно. Электробус – это троллейбус, который возит запас своей электроэнергии в аккумуляторах. Когда запас заканчивается, он встаёт на длительную подзарядку. Дуобус же фактически имеет неограниченный запас автономного хода: дизель-генераторная установка будет работать до тех пор пока не закончится солярка в баке.


Двигатель внутреннего сгорания и генераторная установка.

Несмотря на то, что сама по себе базовая модель троллейбуса БКМ 42003 является полностью серийной моделью (такие троллейбусы работают, например, в Белгороде), возможность использования длительного автономного хода и ряд других особенностей модели дали почву для проведения и внедрения нескольких инноваций для нашего наземного общественного транспорта.

Во-первых, дуобус работает в режиме посадки во все двери. Мы уже знакомы с таким принципом на многих трамвайных маршрутах города, но для троллейбусного (или автобусного – кому как угодно) - такая тактика применяется впервые. Надо сказать, что это было, скорее, вынужденным решением: дело в том, что передняя пассажирская дверь расположена слишком близко к передней оси, и если колёса этой оси будут расположены не параллельно кузову, то дверь попросту не сможет открыться. Чтобы избежать необходимости для водителя проверять каждый раз положение колёс перед открытием дверей, было решено эксплуатировать дуобус с посадкой во все двери.


Передняя дверь при открытии заходит на колёсную арку.

Во-вторых, для тестирования возможности автоматической постановки штанг при переходе с автономного хода на питание от сети на Старой Басманной улице были размещены т.н. «ловушки» для улавливания автоматически поднимающихся штанг. Это теоретически избавляет водителя от необходимости постановки штанг вручную в таких местах.


Ловушки для штанг на Старой Басманной улице. Фото Максима Осташко.

На практике же все несколько иначе. Дело том, что для присоединения штанг с помощью «ловушки», дуобус должен останавливаться точно под проводами. А такая возможность есть далеко не всегда, т.к. в правом ряду размечена парковка. В результате, водителям всё равно приходиться ставить штанги вручную.

Помимо маршрутов Б и Т25, дуобус также прошел обкатку на троллейбусном маршруте 63. Правда, без пассажиров.


Обкатка дуобуса на маршрута троллейбуса 63. Фото Максима Осташко.

Говорить о технических особенностях модели самой по себе не имеет особого смысла: понятное дело, что это современная, полностью низкопольная, модель с достаточно удобным салоном, кондиционером, широкими проходами и даже розетками для зарядки ноутбуков или мобильных телефонов.





Кстати, надо отметить, что «Белкоммунмаш» (собственно, производитель этого дуобуса) разработал и тестирует сейчас модель полностью электрического электробуса. Для этой машины питание от аккумуляторов будет штатным с возможностью подзарядки на конечных остановках.


Подробнее о нём можно почитать тут.

Что в сухом остатке? С одной стороны, дуобус выглядит для Москвы крайне востребованным видом транспорта. Учитывая демонтаж ряда троллейбусных линий в центре и остающуюся при этом большую действующую сеть, использования дуобуса позволит максимально задействовать существующую троллейбусную инфраструктуру с обслуживанием маршрутов, где из-за отсутствия проводов на отдельных участках нельзя использовать классический троллейбус.

Дуобус сам по себе – давно проверенная система для эксплуатации. Реально в нём нет ничего принципиально нового. Запустив дуобус, можно не бояться ограниченного запаса аккумуляторных батарей, которые могут разрядиться в пробке, либо стать неработоспособными в сильный мороз как в случае с электробусами.

С другой стороны, нужно понимать, что в троллейбусном режиме эксплуатации, дуобус обладает всё теми же существующими недостатками, что и остальных троллейбусы в городе: в первую очередь это устаревшая контактная сеть и её спецчасти, из-за чего даже новомодный дуобус вынужден притормаживать на стрелках и пересечениях. Это, конечно, несколько снижает его маршрутную скорость.

В остальном же, учитывая устаревающий парк московского троллейбуса, частичная замена именно на такие дуобусы, была бы хорошим подспорьем для развития маршрутов электротранспорта. Причём, в значительной части, Москве требуются как раз именно сочленённые машины, а не троллейбусы-одиночки, которые катаются на подавляющем большинстве маршрутов в городе.

А пока, ловите дуобус на маршруте Т25. Правда, в ближайшие дни в регулярной эксплуатации его не будет: из-за неисправности кондиционера, машина пока снята с пассажирских рейсов. Всё-таки жара в Москве в последние дни адовая. Мучить пассажиров сауной – не лучшая реклама для общественного транспорта.


Ох уж этот троллейбус!

Зачем такие извращения? Троллейбус всё равно отмирает. Ставьте обычные автобусы. Они везде проедут.

Re: Ох уж этот троллейбус!

Почему вы ненавидите Москву и москвичей?

Выглядит конечно современно. Вот только нафига 8 фар спереди?

Габариты, поворотники, ближний свет, дальний свет, противотуманки, ДХО, умножаем на 2 (левая и правая сторона) - 10 приборов умудрились уместить в 8 плафонов, круто же!

С передней дверью и колесом они конечно в лужу сели весело. Вот прям представляю, как проектировали и не замечали этого, а потом случайно при повёрнутых передних налево у них створка двери упёрлась:)

Ну по идее во время остановки колёса налево не могут быть повёрнуты. Либо направо либо прямо.

Экономика

Как-то совершенно не освещён экономический аспект. Сколько стоит этот дуобус? Каков КПД дизельгенератора + электромоторов по сравнению с обычным дизельным двигателем?
А то конечно можно всё красиво расписать, но есть ли экономическая целесообразность?

ХЗ но в Италии в Римини такие вовсю катаются. И в Москве в филевском парке одно время Бреда аналогичная ездила, правда куда она поьом делась....


Дуобус - лишь бы троллейбус доубить.

Зачем дизель? Почему на аккумуляторах доехать нельзя?

Полсалона пока займут, особенно если зимой салон отапливать


Это не настоящий дуобус

Настоящий дуобус имеет отдельную трансмиссию от дизеля к ведущему мосту, а не дизель-генераторную установку питающую тяговый электродвигатель. Это троллейбус с дизель-генераторной установкой обеспечивающей длительный автономный ход.

Edited at 2016-07-18 09:16 am (UTC)

Решили упростить компоновку, если машина низкопольная слишко сложно с двумч трансмимииями возиться


Правильно, сначала надо провода снять, а потом тестировать нестандартные виды транспорта

Схему 25 маршрута Горпроекты рисовали как раз чтобы её другие использовали, но можно и ссылочку дать на авторство :)

У Шумского это не принято.

Какой у него расход в режиме генератора?

Вот, испытания и покажут)

Во-первых, как понятно из статьи, дуобус - никак не альтернатива электробусу или троллейбусу на длинных отрезках без контактной сети.

Во-вторых, забавная картинка:

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Такие забавные картинки появляются из-за того, что вопрос автоматической постановки штанг не сводиться к "давайте на провода домики установим".

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Надо автобусы заменять на такие дуобусы, а не троллейбусы! Полно маршрутов, которые большую часть под проводами идут, вот туда их и надо.

Сначала в Москве надо контактную сеть на современную заменить. Ибо ограничения (например, по 5 км/ч на стрелках) все идеи с развитием троллейбуса хоронят на корню.

У "Мосгортранса" уже был пассажирский троллейбус с дизель-генератором. Закончилось это тем, что через пару лет дизель из него вынули и сделали обычным...

>в троллейбусном режиме эксплуатации, дуобус обладает всё теми же существующими недостатками, что и остальных троллейбусы в городе: в первую очередь это устаревшая контактная сеть и её спецчасти, из-за чего даже новомодный дуобус вынужден притормаживать на стрелках и пересечениях.

Это не троллейбусы "обладают недостатком", а устаревшая сеть. Не валите с больной головы на здоровую.

Сеть старая, значит её нужно обновить. Отремонтировать и модернизировать, а не уничтожать.

Вам бы только в проводах жить.

В центре убирают провода - и это прекрасно. Город приобретает исторический облик и становится симпатичным.

Еще бы ущербные трамвайные пути убрали и грохочущие холодильники на них.

при СССР белорусы вроде не делали троллейбусов, ЗИУ было, еще в Волгограде (по-моему). а вот как вышло, что в Москву приходится закупать иностранный троллейбус?

Ну его пока никто не покупал. А так БКМ основан на базе ремонтного завода. А советский ремонт - это почти сборка нового, так что по факту с чего стартовать было. Да и первые поделки завода были как раз клоны ЗиУ-9. После чего белорусы решили, что сами с усами.
А Тролза возгордилась и забила на современные требования и это на фоне общего снижения рынка.
Вот кратко как-то так.

Вспомнилось.

Когда-то еще в СССР была крупная железнодорожная авария, и машинист электровоза эвакуировал людей, проезжая на инерции по небольшому участку, на котором был обрыв контактной сети. Когда его вызвали к министру вручать орден, он думал, что по статье уволят за нарушение ТБ.