proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Барселона готовится к революции
proboknet
Совсем недавно нам казалось, что сужение Пятницкой и Маросейки – это утопия. Парк автомобилей увеличивается, а власти города вместо того, что расширять улицы, начали их сужать. Конечно, ошибочно полагать, что широкие дороги разгрузят город. Но и совсем нереально представить, что 60% автодорог в Москве будет закрыто и отдано под общественные пространства. Но именно так и планируют поступить власти Барселоны! Буквально через 4 года каталонская столица превратится в систему пешеходных островов, или суперкварталов, отданных в распоряжение местных жителей и туристов.



Откуда взялась такая «дикая» идея? С одной стороны, это связано с плохой экологией и шумом, раздражающим жителей (впрочем, надо понимать, что она не в сравнении лучше, чем у в нашей столице). С другой стороны, корни нового генплана лежат в революционных идеях Ильдефонса Серда, предложившего квартальную застройку еще в конце 19-го века. Знаменитый на весь мир район Эшампле – дело рук И.Серды.



Район Эшампле похож на решетку: все дома одинакового размера, а улицы параллельно-перпендикулярны. По замыслу Серды, внутреннее пространство каждого дома должно было быть отдано под сады или скверики, где жители смогли бы коротать время и прятаться от знойного испанского солнца.



С ростом автомобилизации квартальные улицы постепенно заполнились машинами. Круглосуточный шум и проблемы экологии вышли на первый план. Согласно исследованиям, ежегодно в Барселоне, чье население составляет всего 3,2 млн. человек, преждевременно умирает порядка 3500 жителей. Несмотря на все усилия властей, улучшить экологию пока не получается.



Также город сталкивается с большим количеством ДТП. За 2015 год их случилось 9 095, из них 27 – со смертельным исходом. Сидячий образ жизни и отсутствие зеленых сквериков для прогулок уже привели к тому, что каждый пятый ребенок страдает от ожирения.



Вообще надо заметить, что в районе Эшампле ситуация с зеленью удручающая: на одного жителя приходится всего 1,85 м2 зеленых насаждений. Да и по всей Барселоне цифра не очень-то: 6,6 м2/чел, при том, что ВОЗ рекомендует хотя бы в 1.5 раза больше. Т.е. по зелени Барселона ближе, скорее, к Токио (3 м2/чел), чем к Лондону (27м2/чел) или Амстердаму (87,2м2/чел). (Интересно, а как обстоят дела в Москве?)



В попытке изменить удручающую ситуацию и был разработан революционный план по резкому сокращению автодорог и увеличению общественных пространств. Район Эшампле станет пилотной зоной для реализации концепции суперкварталов.



По проекту суперквартал внутри Эшампле будет состоять из 9-ти существующих кварталов. Транспортные средства, включая мопеды, смогут ездить только по периметру суперквартала (черные линии). Исключение сделают лишь для резидентов или владельцев бизнеса. Скорость передвижения по зеленым линиями на любом виде транспорте будет ограничена до 10 км/ч (сейчас это 50 км/ч в целом по городу и 30 км/ч – в особых зонах с большим количеством пешеходов).



Чего добиваются власти Барселоны, спросите вы? Снижение автомобилепользования на 21% за счет развития маршрутной сети общественного транспорта, новых пешеходных зон и более разветвленной системы велодорожек. Сальвадор Руэда, глава Агентства по городской экологии и один из авторов проекта, обещает удобные остановки общественного транспорта в радиусе 300 метров от любого дома внутри суперквартала и тактовое расписание.


Автобусная остановка с антикарманом

По словам Руэды, каждый суперквартал – это небольшой город со своим характером. Нужно суметь организовать жизнь суперквартала таким образом, чтобы всё необходимое у жителей всегда было под рукой.



Кстати, вот и мини-вафельница


Руэда возмущен тем, что сейчас слишком много пространства принадлежит машинам, хотя количество поездок, совершаемых на них, составляет всего 20% от общего числа перемещений по городу. Руэда уверен, что организация суперкварталов изменит сложившуюся (несправедливую) ситуацию.



Неужели в Барселоне никто не противится революционным планам властей, в отличие от той же Москвы? Это не совсем так. Многие бизнесмены не разделяют нововведений и грозятся свернуть свой бизнес, если власти закроют улицы для автотранспорта. И не важно, что в той же Грасии, по сути, действующем суперквартале, жизнь кипит от рассвета до заката.

Наконец, сколько же стоит урбанистическая революция в отдельно взятом городе? Цифры звучат разные. Так, на реорганизацию улиц (изменение дорожного движения, установка знаков и т.д.) планируется потратить около 10 млн. евро. Еще 15 млн. евро уйдет на обновление маршрутной сети общественного транспорта и порядка 35 млн. евро – на велодорожки. Авторы проекта утверждают, что в общей сложности будет потрачено всего 60 млн. евро.

Вообще, хорошо, что подобные проекты проходят обкатку в других городах, и Москва в самом ближайшем будущем сможет увидеть, насколько успешны такие нововведения. В любом случае, тенденции в развитии городов очевидны - фокус внимания от пешехода вообще смещается к удобству жителей города, его комфорту и даже счастью (уровень которого уже начинают замерять социологи).

Как думаете, сможет ли Москва закрыть или ограничить часть своих улиц (кварталов) и не устроить транспортный коллапс. Что это может быть за место, территория внутри Бульварного/Садового кольца?


В Москве теоретически это можно попробовать сначала внутри Китай-города, потом — внутри Бульварного кольца.
Но для этого нужна огромная политическая воля федерального руководства — отказать себе в удобстве ездить с мигалками по любым дорогам. Кажется, это вопрос может быть поднят не раньше 2024 года (когда уйдёт Путин).

Вы прямо в точку.
Но я полагаю что это может произойти и при Путине.
Не только в нем дело - Вы же понимаете что не только чиновникам придётся себя ограничить, а куче людей - которые обитают в центре, и несмотря на свой статус - многие были даже против платных парковок.
Вот недавно наткнулся на высер "прогрессивной" медузы, где говорится что "власть должна строить парковки в центре а не вводить плату". Так что противники Путина могут быть такими же водятлами и любителями халявы.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Можно пробовать перекрыть дублирующие улицы в спальниках, либо разрешив въезд только резидентам квартала, что весьма утопично. Зачастую такие улицы небольшие и медленные, но активно используются для объезда пробок.

Не в нашей жизни: пробок.нет активно проталкивает идеи делать внутриквартальные улицы привлекательными для транзитного траффика путём убирания кирпичей, блоков, асфальтирования 50-100 метров дороги и т.д.

Китай-город между Солянкой и Маросейкой так и просится под пешеходную зону. Но этот квартал большой... Поэтому лучше начать с мелочёвки, типа там Рождественка-Неглинная.

это не китай-город

Да хоть внутри Кремлевского кольца начать. Но придется: а) пустить его в обе стороны; б) добавить маршрутного транспорта; в) как класс уничтожить спецпропуска.


Нужно всякие государственные ведомства убрать (кстати, не с этой ли целью Новую Москву присоединяли?). А потом многие улицы внутри бульварного делать пешеходными.

Какой ужас! Удобство жителя - это прежде всего удобство передвижения на автомобиле. Что сравнивать с Ьарселоной? Там аборигены уже в 3 поколении не работают и даже не знают, как это делается. А у нас? Походите пешком ежедневно по 70-80 км, я посмотрю!
P.s. Москву превращают в быдлятник и рай для нищебродов. Кому нужна экология - пусть валят за МКАД. Нечего город похабить!

Вы в адеквате?

Город меньше, погода теплая, дождей меньше.. Оставьте Москву в покое! Она никогда не будет такой

Да пешеходо-повёрнутые люди этого не понимают! Сколько там на всю Барселону людей? 3,2 млн? А какие там расстояния до работы? Допускаю, что большая часть населения содержит объекты малого бизнеса не так далеко от места своего проживания, и может спокойно ходить обедать домой борщём, как и по всей Европе. У нас вы где такое видели? У нас сколько должен преодолеть каждый день житель Митина, который работает, например, в районе Каширской, или Кузьминок? Идиоты, реально. Это в отдельно взятом Королёве или там, Химках можно такие практики офигеть какие удобные внедрять

в москве уже внутриквартальные улицы такие. любой квартал люблино взять. фигня только в том, что жизнь есть только по периметру квартала, а внутри ее нет.

Закрывать сквозной проезд по внутриквартальным проездом вполне можно, да

Нищеброд по ходу.

В Москве таких мест - до жопы.
Многие спальники.
Беда в том, что "внутри" жизни практически нет.
А магазинов совсем нет - потому что нет идиотов открывать магазин куда никто не придёт, и в который всё таскать на руках за километр.

+100
Возьмите Бирюлево, Ясенево и другие спальники. Гигантские кварталы. Длиннющие проезды между домами. Это, вроде, не улицы, но траффик по ним вполне себе. И ездят в основном резиденты. Только локальные автобусы между домами не снуют. Выходит, мы впереди Барселоны в этом плане.

Барселона изобрела микрорайоны.

Такая же мысль была :)))

Барселона прекрасна! Насколько я лично не люблю Каталонию вообще, настолько мне нравится Барселона :) А с такими суперкварталами будет нравится еще больше!
Что касается Москвы - все можно. Внутри Бульварного закрыть все улицы кроме Тверской и "Кремлевского кольца" так вообще без проблем, а на этих ограничить скорость до 30 и сделать наземные пешеходные переходы каждые 100 метров. Проблема у нас, как всегда, в головах. А еще в способности власти заставить себя и граждан соблюдать законы. Работаю в Серебряном переулке, напротив здания СК (того, где обыски на той неделе были). И что же я вижу? На запрещенных для парковки местах, включая тротуары, стоит куча машин! Часть машин, стоящих на разрешенных местах, стоят с бумажками или вовсе без номеров. Включая полицейские с номерами СКР или тупо личные (сам был свидетелем, как майор закрывает бумажкой номер своего фокуса). И что толку во всех этих изменениях, если а) людям на них плевать б) властям плевать на соблюдение правил людьми?

Больше глупостей!!! Вперёд, ребята!!!
Автомобиль вообще запретить, а Генри Форда объявить "посланником сатаны".

Да, и вернуться в эру, когда все ходили пешком по десятку километров туда-обратно! Здоровее все будем зато, ноги накачаем! Заодно и грыжу заработаем, пока дотащем всё, что нужно с одного места на другое

Офигенно логично думать на тему внедрения идей из Барселоны в Москве. Жаль только не взлетит, потому что Барселона по площади в 25 раз меньше Москвы. Вся Барселона по площади как два с половиной Зеленограда.

Edited at 2016-07-28 10:24 am (UTC)

Значит, надо, как это было с турникетами, сначала обкатать на Зеленограде.

Я чего-то не понимаю. В чем проблема посмотреть, что УЖЕ в Москве сделано.

Объясняю - 3х3 квартала Эшампле - это 400х400 м!!! Всего-то.

У нас зона Столешников-Камергерский и до Моховой - это 500х600 м с единственным проездом - Большая Дмитровка, да и по ней движение в этом месте не особо какое.

Так что Москва и тут впереди планеты всей :) А прикрываться Барселоной, чтобы ввести такую же хрень внутри всего Садового, не стоит.

В Барселоне Эшампле это небольшой кусок города БЕЗ транзитных магистралей.

Эшампле где то 4,5 км на 1,5км. Квадратик один да 133 метра.

?

Log in

No account? Create an account