Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Что делать с монорельсом: спасти нельзя закрыть

Вопрос ставлю так, потому что все к тому и идет. Со вчерашнего дня московский монорельс перешел на работу в экскурсионном режиме. В первую очередь это означает сокращение режима его работы (ранее работал с 7 до 23, теперь с 8 до 20 часов), а также увеличение интервалов между поездами до 30 минут.



Одни радуются, что его закрывают из-за убыточности, другие - из-за того, что на его место планируется трамвайная линия, а третьи просто его не любят. На самом деле хорошо рассуждать о виде транспорта, которым воспользовался раз в жизни, да и то в экскурсионных целях, но совсем по-другому на это смотрят те, кто пользуется монорельсом каждый день, включая жителей районов, прилегающих к нему.

Официальная причина изменения режима работы: спад пассажиропотока в связи с открытием МЦК и, как следствие, возросшие издержки на перевозку уменьшившегося пассажиропотока. На мой взгляд, не очень много пассажиров с севера Калужско-Рижской линии метро пользовались для поездок на север Серпуховско-Тимирязевской линии связью через монорельс (предполагается, что именно этот поток ушел с монорельса на МЦК). Реальные причины кажутся другими: подвижной состав монорельса безнадёжно стареет и срок его эксплуатации подходит к концу. Но запчастей для имеющихся поездов нет (поезда монорельса - это штучный товар), проблему необходимости замены агрегатов и деталей решают путём каннибализации составов, выведенных из эксплуатации. В результате, число составов, единовременно работающих на линии сокращено до двух, что и вызвало необходимость увеличения интервалов.



Сказать по правде, увеличившиеся интервалы вряд ли напугают текущую аудиторию монорельса (а это около 12 тыс. пассажиров в сутки). Дело в том, что и до этого интервалы движения составляли в среднем около 20 минут, причём расписание движения поездов было известно лишь работникам и… ну очень постоянным пассажирам. Сейчас монорельс переведён на тактовое расписание с интервалом 30 минут. Расписание движения поездов при этом опубликовано на официальных ресурсах. В таких условиях у пассажира появляется возможность подстраиваться под наиболее удобный для него поезд, заранее рассчитывая время в пути на других видах транспорта для минимизации времени ожидания. Этот тот случай, когда меньший интервал по непредсказуемому расписанию хуже, чем несколько больший интервал, но с заранее известным временем отправления.



Намного хуже то, что сокращается время работы. Многие люди, работающие в зоне его притяжения (например, в том же телецентре зачастую сидят до поздней ночи) теперь лишены возможности использования монорельса просто из-за того, что он слишком рано заканчивает работать. И вот тут, конечно, уже совсем непонятно, что мешало сохранить прежним режим работы при новых интервалах.

Вообще, не стоит забывать о том, что монорельс, ни много ни мало, считается 13-й линией метро. Сомневающиеся могут проверить на схеме линий в любом вагоне. А стоит ли говорить о том, какой сервис, какое расписание и какое время работы принято у всей московской подземки. Не выглядит ли странным, что одна из его линий теперь работает с режимом работы социального автобуса. Либо совсем скоро его выведут из общей нумерации метро на всех схемах.

Самое главное, кто бы что ни говорил, но монорельс в его транспортном коридоре безальтернативен. Параллельно ему нет автомобильных дорог, по которым можно было бы пустить автобус. Более того, таких дорог и не предвидится. Поэтому маршрут автобуса №76, который позиционируется как замена монорельсу, ходит весьма кружными трассами, с интервалами движения... иногда даже большими, чем у самого монорельса сейчас.

Можно было бы провести маршрут намного прямее, да и просто улучшить связанность улично-дорожной сети районов, построив несколько эстакад, соединив ул. Академика Королева с ул. Фонвизина, а затем и далее с Дмитровским шоссе. Такой транспортный коридор был здесь заложен еще со времён Сталинского генплана. Но увы, сейчас у Москомархитектуры другое мнение. В результате створ ул. Академика Королёва будет использован для ввода на улично-дорожную сеть Северной Рокады, что на связанность локальных дорог и улиц районов не повлияет ровным счётом никак.



Конечно, немного греет душу, что в будущем, в среднесрочной перспективе монорельс в этом коридоре планируется заменить трамваем, который будет использовать часть опор монорельса для эстакадного пересечения Ленинградского направления железной дороги. Но тут всё не так просто. Во-первых, за все последние годы разговоров в городе реально не построено ни одной новой трамвайной линии. Шансов на то, что эта линия чем-то выделяется настолько, что её непременно построят – нет. Так что, как говорит народная мудрость: "Ломать – не строить".

Во-вторых, особенностью трамвая, а заодно и его достоинством являются трамвайные остановки, расположенные достаточно часто, максимально приближено к местам притяжения пассажиров, а самое главное, что для попадания к ним не требуется подниматься или спускаться по лестницам и эскалаторам. В этом плане, трамвай на эстакаде (а именно по эстакаде трамвай пойдёт вдоль всей улицы Фонвизина) будет явно далеко не самым удобным видом транспорта.



Наконец, все забывают о том, что если пассажиропоток монорельса будет неуклонно снижаться и дойдёт до цифр, близких к нулю, то в итоге его могут вообще закрыть безо всякой компенсации с простой формулировкой об отсутствии спроса.

Можно говорить что угодно, но на нём действительно регулярно ездят люди, в час-пик вагоны набиваются битком, а самое главное, что у этих людей нет никакой альтернативы (по-другому никак невозможно попасть в Останкино от Тимирязевской адекватным путём).

В то же время, стоит признать, что по вложенным деньгам и эффекту монорельс – проект, который сложно назвать удачным. Это было решение одного человека в городе. Впрочем, надо отдать должное, ошибку, пусть и непублично, признали и монорельс развития не получил (не разорив попутно московский бюджет).

Приезжайте прокатиться! В туристическом полку московского транспорта прибыло)

Материал для поста подготовлен участником проекта Probok.net Александром chek_pipinda Чекмарёвым.

Tags: монорельс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →