proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Что делать с монорельсом: спасти нельзя закрыть
proboknet
Вопрос ставлю так, потому что все к тому и идет. Со вчерашнего дня московский монорельс перешел на работу в экскурсионном режиме. В первую очередь это означает сокращение режима его работы (ранее работал с 7 до 23, теперь с 8 до 20 часов), а также увеличение интервалов между поездами до 30 минут.



Одни радуются, что его закрывают из-за убыточности, другие - из-за того, что на его место планируется трамвайная линия, а третьи просто его не любят. На самом деле хорошо рассуждать о виде транспорта, которым воспользовался раз в жизни, да и то в экскурсионных целях, но совсем по-другому на это смотрят те, кто пользуется монорельсом каждый день, включая жителей районов, прилегающих к нему.

Официальная причина изменения режима работы: спад пассажиропотока в связи с открытием МЦК и, как следствие, возросшие издержки на перевозку уменьшившегося пассажиропотока. На мой взгляд, не очень много пассажиров с севера Калужско-Рижской линии метро пользовались для поездок на север Серпуховско-Тимирязевской линии связью через монорельс (предполагается, что именно этот поток ушел с монорельса на МЦК). Реальные причины кажутся другими: подвижной состав монорельса безнадёжно стареет и срок его эксплуатации подходит к концу. Но запчастей для имеющихся поездов нет (поезда монорельса - это штучный товар), проблему необходимости замены агрегатов и деталей решают путём каннибализации составов, выведенных из эксплуатации. В результате, число составов, единовременно работающих на линии сокращено до двух, что и вызвало необходимость увеличения интервалов.



Сказать по правде, увеличившиеся интервалы вряд ли напугают текущую аудиторию монорельса (а это около 12 тыс. пассажиров в сутки). Дело в том, что и до этого интервалы движения составляли в среднем около 20 минут, причём расписание движения поездов было известно лишь работникам и… ну очень постоянным пассажирам. Сейчас монорельс переведён на тактовое расписание с интервалом 30 минут. Расписание движения поездов при этом опубликовано на официальных ресурсах. В таких условиях у пассажира появляется возможность подстраиваться под наиболее удобный для него поезд, заранее рассчитывая время в пути на других видах транспорта для минимизации времени ожидания. Этот тот случай, когда меньший интервал по непредсказуемому расписанию хуже, чем несколько больший интервал, но с заранее известным временем отправления.



Намного хуже то, что сокращается время работы. Многие люди, работающие в зоне его притяжения (например, в том же телецентре зачастую сидят до поздней ночи) теперь лишены возможности использования монорельса просто из-за того, что он слишком рано заканчивает работать. И вот тут, конечно, уже совсем непонятно, что мешало сохранить прежним режим работы при новых интервалах.

Вообще, не стоит забывать о том, что монорельс, ни много ни мало, считается 13-й линией метро. Сомневающиеся могут проверить на схеме линий в любом вагоне. А стоит ли говорить о том, какой сервис, какое расписание и какое время работы принято у всей московской подземки. Не выглядит ли странным, что одна из его линий теперь работает с режимом работы социального автобуса. Либо совсем скоро его выведут из общей нумерации метро на всех схемах.

Самое главное, кто бы что ни говорил, но монорельс в его транспортном коридоре безальтернативен. Параллельно ему нет автомобильных дорог, по которым можно было бы пустить автобус. Более того, таких дорог и не предвидится. Поэтому маршрут автобуса №76, который позиционируется как замена монорельсу, ходит весьма кружными трассами, с интервалами движения... иногда даже большими, чем у самого монорельса сейчас.

Можно было бы провести маршрут намного прямее, да и просто улучшить связанность улично-дорожной сети районов, построив несколько эстакад, соединив ул. Академика Королева с ул. Фонвизина, а затем и далее с Дмитровским шоссе. Такой транспортный коридор был здесь заложен еще со времён Сталинского генплана. Но увы, сейчас у Москомархитектуры другое мнение. В результате створ ул. Академика Королёва будет использован для ввода на улично-дорожную сеть Северной Рокады, что на связанность локальных дорог и улиц районов не повлияет ровным счётом никак.



Конечно, немного греет душу, что в будущем, в среднесрочной перспективе монорельс в этом коридоре планируется заменить трамваем, который будет использовать часть опор монорельса для эстакадного пересечения Ленинградского направления железной дороги. Но тут всё не так просто. Во-первых, за все последние годы разговоров в городе реально не построено ни одной новой трамвайной линии. Шансов на то, что эта линия чем-то выделяется настолько, что её непременно построят – нет. Так что, как говорит народная мудрость: "Ломать – не строить".

Во-вторых, особенностью трамвая, а заодно и его достоинством являются трамвайные остановки, расположенные достаточно часто, максимально приближено к местам притяжения пассажиров, а самое главное, что для попадания к ним не требуется подниматься или спускаться по лестницам и эскалаторам. В этом плане, трамвай на эстакаде (а именно по эстакаде трамвай пойдёт вдоль всей улицы Фонвизина) будет явно далеко не самым удобным видом транспорта.



Наконец, все забывают о том, что если пассажиропоток монорельса будет неуклонно снижаться и дойдёт до цифр, близких к нулю, то в итоге его могут вообще закрыть безо всякой компенсации с простой формулировкой об отсутствии спроса.

Можно говорить что угодно, но на нём действительно регулярно ездят люди, в час-пик вагоны набиваются битком, а самое главное, что у этих людей нет никакой альтернативы (по-другому никак невозможно попасть в Останкино от Тимирязевской адекватным путём).

В то же время, стоит признать, что по вложенным деньгам и эффекту монорельс – проект, который сложно назвать удачным. Это было решение одного человека в городе. Впрочем, надо отдать должное, ошибку, пусть и непублично, признали и монорельс развития не получил (не разорив попутно московский бюджет).

Приезжайте прокатиться! В туристическом полку московского транспорта прибыло)

Материал для поста подготовлен участником проекта Probok.net Александром chek_pipinda Чекмарёвым.


если в результате реализации проекта город остался с убытком, то его надо восполнять не за счет повышения цен на транспорт, а за счет тех, чьи подписи стоят под проектом

Ну это утопия. И право на ошибку все имеют

Пару раз пользовался. Думаю, что не стоит его разбирать, это своего рода, туристический аттракцион.

Если лично вы будете платить за его содержание - да, тогда можно и не разбирать.

Пользоваться монорельсом - пытка. Я его пешком обгонял. А как он кряхтит и скрипит, словно собирается рассыпаться на части.


А мне нравится там ездить, ходили бы составы почаще, вообще классно было бы.

Яндекс.Метро показывает, что от ВДНХ до Тимирязевской 21 минута через Кольцо. Если у монорельса только интервал 30 минут — уже невыгодно.

а от Телецентра?
до Тимирязевской у него альтернативы нет вообще.

Очень плохо что такое происходит. Сейчас монорельс это единственный способ быстро добраться до соседнего районе, который отрезать чёртовыми ЖД путями.

Вообще по хорошему надо заставить РЖД закопать все свои пути в черте города под землю. Вот тут и можно начать, перерезать пути и сделать там дорогу и трамвай, а РЖД пусть за своё счёт делает себе тоннель. Весь город изрезан ЖД путями как какойто проказой!

А планов завернуть на ВДНХ монорельс нет? Тогда бы спрос на него был бы большой, как и его уместность.
Думаю, жители города одобрили бы, не смотря на стоимость.

Edited at 2017-01-24 08:03 am (UTC)

не смотря на стоимость?)) У нас уже и так, все дороги делаются "не смотря на стоимость".. А потом миллиардеры московсике появляются "внезапно" из грязи...

катался один раз давным-давно когда только построили. пусть остаётся как аттракцион

говорят дорогой для казны аттракцион..

Надо местных послушать. Со стороны решение понятно: закрыть и пустить трамвай по земле. А в деталях всё сложнее.


пользуюсь. Как раз Тимирязевская-Телецентр.
Других вариантов нет в принципе. ДАже проходов через жд и то нет.

Изначально надо было вместо монорельса просто построить мост через жд и пустить по нему 17 и 11 трамваи до Тимирязевской. Подозреваю, что и дешевел было бы. По всей длине остальной линии монорельс и так дублирует трамвай. По скорости и пассажировместимости трамвай и монорельс вполне сравнимы.

Ещё трамвайная эстакада через Савёловское направление ж/д нужна, чтобы объединить разорванную на два куска при строительстве Ленинградки трамвайную сеть и заодно связать с Дмитровской.

А что мешает по Фонвизина трамвай пустить по земле? Там же газон посередине как раз.


Ничего, скорее всего (кроме переноса части коммуникаций, если оно там неглубоко закопано). Да и по Королёва пустить по земле тоже можно вдоль пруда и телецентра.

удобный кстати транспорт. только зачем его пустили по промзонам каким-то??

Тоже всегда удивлялся этому крюку от Королёва до Фонвизина через ул. Дубовой рощи и безымянный проезд.

Ежедневно езжу монорельсом на работу с Тимирязевской до телецентра. После запуска МЦК народу на монорельсе действительно поубавилось. После увеличения интервалов заполнение вагонов вернулось к прежним значениям, т.е. "битком" они не набиваются. Отправление поездов по расписанию - хорошо, можно планировать поездки. Но интервалы в полчаса для общественного транспорта в мегаполисе, где каждая минута у людей на счету - форменное издевательство.

Половина истинного предназначения монорельса - распил на строительстве - реализована. Остался распил на демонтаже.

Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Пусть тот директор НИИ Теплотехники(или как там его), кто выбил разробатывать тот состав и обеспечивает его запчастями.
Или надо перевести его на импортный китайский или какой другой.

Там и так куча комплектухи китайская.

В Детройте такого же плана монорельс только по всему городу протянут, используется как аттракцион, необычно. Протянули бы тоже ещё и оставили б.

Московский дико дорогой в эксплуатации, и зима ему в этом плане не на пользу.

?

Log in

No account? Create an account