proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Зайдем с другой стороны
proboknet
Одна из моих главных жизненных стратегий - бить в нужную точку. Рано или поздно она пробьется. Так бывает всегда. Но иногда на это может уйти несравненно больше времени. В работе Пробок.нет мы часто сталкиваемся с необходимостью доказывать различным чиновникам, оппонентам, да и простым людям очевидные (для нас) тезисы.

Ну, для примера, чтобы сменить тренд на определенные взгляды, нужны годы: десятилетиями в России казалось, что широкие полосы в городе - это хорошо, а сейчас принято считать ровно обратное; когда-то считалось правильным ставить больше знаков больших размеров в центре, уже сейчас это моветон, тренд сменился. К сожалению, на это уходит слишком много времени.



Чтобы не терять эти годы и сохранить десятки тысяч людей на дорогах, нужно предпринять какой-то нестандартный шаг, и он нашелся. Сейчас за организацию и безопасность дорожного движения в стране отвечает очень много разных инстанций. Например, ПДД - это Правительство России, куда входят ГИБДД (МВД) и Минтранс. С последними мы часто бываем несогласны, но всегда пытаемся переубедить, донести позицию, это важно.

А есть различные стандарты в области движения: ГоСты, СНиПы, приказы (некоторые из них не менялись еще с советских времен). Их разрабатывают Технические комитеты при Росстандарте. Комитет - это собрание различных экспертов, представителей органов власти, научных институтов. Это собрание в итоге разрабатывает и, по сути, принимает эти стандарты. Есть два основных комитета: ТК 278 Безопасность дорожного движения и ТК 418 Дорожное хозяйство. Фактически они во многом диктуют политику в области применения средств организации движения: размеры полос, знаков, частоту их расстановки, правила светофорного регулирования и многое другое.


Ширины полос, размеры парковок, противопешеходные ограждения

К сожалению, наши взгляды с коллегами, которые входят в эти Технические комитеты, сильно разнятся в силу разных подходов к организации дорожного движения. Например, все они ставят во главу угла достаточно мифическую безопасность дорожного движения. Мифическую - потому что она в основном определяет соответствия движения существующим ГОСТам. Если соответствует, значит, безопасно. А если произошло ДТП и погиб человек, значит, он сам виноват, т.к. нарушил ПДД. А нормативы при этом у нас отличные.

Таким образом, каждый год в строгом соответствии ГОСТам, СНиПам и другим нормативам мы и хороним больше 20 тысяч человек, и многих это вполне устраивает.

Наш же подход кардинально другой. Главное в движении - его удобство. Безопасность, скорость, комфорт, стоимость - это все критерии удобства, а не самостоятельные величины. Ну, например, если движение организовано удобно, то разворачиваться через двойную сплошную не надо, можно это сделать на легальном развороте, нет смысла перелезать под антипешеходым забором, можно перейти по действительно безопасному переходу, скажем, с островком безопасности.

Отличный пример из Калуги - разворот по вызывной кнопке, уникальное явление для нашей страны!



В общем, коллег из Технических комитетов убедить в наших идеях и предложениях никогда не получалось, поэтому в Росстандарте нам предложили нестандартный выход из ситуации: создать Проектных технический комитет. Его суть проста: можно разработать предварительные национальные стандарты по организации дорожного движения, которые бы вобрали бы в себя самые успешные передовое российский и зарубежный наработки и опыт, которые позволил бы нам приблизиться к европейским показателям аварийности.

Предварительный национальный стандарт будет действовать наравне с существующими ГОСТами, СНиПами, скажем, в параллельном, но не противоречащем режиме. Это игра на лезвии юридического ножа, но мы найдем такие формулировки, которые бы позволяли в экспериментальном порядке применять все лучшее, что есть в транспортной науке. Если в течение 3-х лет этот стандарт покажет себя с лучшей стороны, то его можно будет закрепить на постоянной основе. А все эти годы его можно будет использовать при благоустройстве, реконструкции, проектировании, на той же "Моей улице", к примеру.

Итак, мы добрались до главного. При Росстандарте при поддержке Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения создан Проектный технический комитет 703 "Удобная дорога".



Как вы понимаете, даже название говорит само за себя. Комитет создан на базе Экспертного центра Пробок.нет, я назначен председателем. Наша задача: вести всю техническую работу, проводить собрания, вести протоколы, ну и конечно - фактически создавать этот новый и долгожданный стандарт.

Позавчера состоялось первое заседание Комитета, на котором мы все еще раз познакомились друг с другом (хотя сфера работы узкая, все и так друг друга знают), определили и установили план работы на этот год, выбрали заместителя председателя. Им стал мой друг и коллега, не побоюсь сказать, один из лучших специалистов в организации дорожного движения в стране Андрей crusandr Мухортиков (на фото ниже слева от меня).



Состав комитета получился очень ярким и представительским (25 организаций) Здесь можно посмотреть полный состав. Конечно, это МАДИ (на базе которого и прошло заседание, за что им большое спасибо), Высшая школа экономики, Правительство Москвы и Санкт-Петербурга, ГИБДД, КБ Стрелка, много экспертных и общественных организаций, а также, особо подчеркну, Студия Лебедева и Артель Уткина. Мало что-то умное придумать, важно, чтобы у новых знаков, например, был бы действительно красивый дизайн.



В сам стандарт мы хотим включить следующие разделы:
— Ширина полос движения (как раз все то, что сейчас сложно реализовать где-нибудь за пределами МКАД);
— Дорожные знаки и разметка для парковки;
— Дополнительные дорожные знаки и разметка (разворотные полосы, новая разметка и т.д.)
— Рекомендуемые типовые схемы организации дорожного движения (в регионах их бы с удовольствием применяли, разрабатывать свои - просто нет специалистов) и другие.



Разделы не окончательные и конкретные предложения мы только собираем, будем обрабатывать и обсуждать, в том числе, публично. Наша задача - до конца года утвердить и выпустить в действие данный стандарт. Хотелось бы намного быстрее, но есть юридические процедуры.

Возвращаясь к жизненным стратегиям. Мы долго били в одну точку, зато получили возможность не просто поучаствовать или развернуть в другом направлении какой-то процесс, но и возглавить его. Это большой шаг и общая победа в борьбе за удобное для людей дорожное движение.


Интересно, когда же станет моветоном строить 25-этажные скворечники без инфраструктуры.

Людям где-то надо жить.
Конура в человечнике - все что они могут себе позволить.

по-моему, название слегка не отображает суть

дороги и так у нас удобные
а вот улицы в городе не очень

или вы все же именно улучшением загородных дорог хотите заниматься?

В обывательском смысле "дорога" - это везде, где двигается транспорт. Удобные улицы и дороги - звучит сильно хуже

Отличное начинание. Удачи вам, и нам!


Саша, спасибо за доверие!
Добавлю как заместитель председателя комитета: уже собрано и описано порядка 40 предложений Пробок.нет, ЦОДД и присланные людьми. Работа продолжается, ждем и ваши предложения.

Edited at 2017-04-28 07:59 am (UTC)

А разделение фаз рассматривается?


Молодцы. Если нужно что-нибудь из немецкого опыта - обращайтесь. Помогу в меру возможности.


Вы там живёте?

Жалко, что не смог вчера подойти.

Ещё подойдёшь)

По стандартам у меня есть несколько вопросов:
1. Перекрывающие тротуар столбы светофоров, дорожных знаков и освещения, причем для каждого знака/светофора ставят собственный столб при наличии рядом свободного. Иногда целый лес столбов ставится, совсем вопиющего примера под рукой нет, но вот лайт-вариант:
http://ic.pics.livejournal.com/maxtar/223834/25558/25558_original.jpg

Может в стандарт имеет смысл внести прямой запрет на установку дополнительных столбов при наличии рядом существующих? И минимизировать (сделать возможной только в крайнем случае) возможность установки столбов на тротуарах.

Вот еще пример - два автомобильных светофорных столба в 1.5 метрах друг от друга посередине тротуара (центр фотографии) при наличии столба освещения в тех-же 1.5 метрах. Там-же пешеходный светофор, перекрывающий тротуар.

2. Дороги обязаны иметь уклон от центра в сторону обочин, чтобы стекала вода. А вместо обочин чаще всего тротуары, где ходят и обливаются машинами той самой стекающей водой. Думаю оптимальным решением были бы водосборные решетки вдоль бордюрного камня, а лучше - изменение стандартов для отделения тротуаров от дорог (чтобы между ними был газон/деревья/кустарник). Я наблюдаю, что тротуары упорно стремятся делать вплотную к дорогам, даже в местах, где это нецелесообразно. Пример - после пешеходного тоннеля под Митьковским путепроводом пешеходная дорожка поворачивает налево к Русаковской улице и дальше идет вдоль нее, хотя могла бы идти прямо, оставив между дорогой для автомобилей и дорогой для пешеходов пространство.
Вот панорамы, реконструкция уже закончена, а пешеходы ходят так-же. https://yandex.ru/maps/213/moscow/?ll=37.676278%2C55.784868&z=18&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=37.675609%2C55.784876&panorama%5Bdirection%5D=143.127574%2C3.075576&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C71.945173

И так в большинстве мест.

3. Ограждения дорог из труб, как на этой панораме. https://yandex.ru/maps/213/moscow/?ll=37.452530%2C55.805851&z=16&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=37.454625%2C55.805641&panorama%5Bdirection%5D=295.041626%2C6.073538&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C71.945173
Эти трубы для того, чтобы пешеходы не переходили дорогу в неположенных местах, на ДТП не рассчитаны. Я был на месте аварии в этом месте, когда автобус вылетел на трамвайные пути, где ждали трамвая пассажиры. У меня создалось впечатление, что многие были травмированы именно разлетающимися трубами ограждения. Причем жутко травмированы, ужасная была картина. Может вообще запретить подобные ограждения, ставить вместо них такие, которые при вылете автомобиля уменьшат вероятность травмы окружающих?


Edited at 2017-04-28 08:15 am (UTC)

По поводу столбов на тротуаре: мне кажется, тут помогло бы введение такого понятия, как минимальный просвет. Именно он должен определять ширину тротуара. Т.е, если сказано, что здесь должен быть тротуар 1.5 метра, это значит, что в любой его точке просвет должен быть не меньше 1.5 м. В просвете не допускается наличие никакой недвижимости или препятствий вроде столбов, рекламых щитов и проч


Друзья, не забудьте о разграничении встречек! Здесь нужен жесткий стандарт: две полосы в одну сторону есть, значит должен быть отбойник!
Встречные аварии - самые смертоприносящие((

+1
Поддерживаю обеими руками.

Про реверсивные полосы с подвижными барьерами не забудьте.
А то у нас из крайности в крайность, то на Проспекте Мира и Ярославском шоссе везде барьер убрали, и сделали реверсивную полосу. То, теперь, полосу убирают, делают жесткий барьер.
Идеальным решением был бы подвижный барьер по примеру, как сделано на многих трассах в городах США (и не только).

И по полсуток их передвигать...
Хотя, конечно, они же умнее...

Давно пора отменить обязательное ограничение скорости в нас. пунктах в 60 кмч. (принятое очевидно в доисторические времена, когда все ездили на телегах).
Максимальная скорость должна определяться качеством и обустройством дороги в каждом конкретном случае: т. е. рядностью движения, наличием отбойников, наземных пешеходных переходов, искривленностью пути. На хороших дорогах скорость можно вообще не ограничивать.

Также следует запретить установку ИДН - это откровенное вредительство: для регулировки движения существуют дорожные знаки и разметка - их вполне достаточно.

Недостаточно. Нужно ещё по крайней мере штрафы и аресты.

Включите вопросы общественного транспорта в программу. Отсутствие вменяемых ГОСТ-ов, стандартов и требований сильно мешает ему развиваться. Ну, например, думаю, что стоило бы разработать нормы об обязательной доле электротранспорта в крупных городах, к формату выделенных полос, трамвайных путей и т.д. Мог бы даже тоже поучаствовать в создании такой программы.

Долю ему подавай!

А не замучишься процент электротранспорта в холмистой и гористой местности внедрять? В некоторых городах именно по этой причине электротранспорта нет или его очень мало.

Разворот по кнопке это ж пещерный век какой-то.
За те же деньги можно было поставить бесконтактный датчик.

Такие датчики живут там, где асфальт лежит ровно много лет.

Отлично! Успехов вам!

Александр, Андрей, добрый день!
А могут граждане попасть к вам на заседание коммитета и обсудить вопросы удобства и безопасности на перекрёстке Микояна-Шапошникова? https://yandex.ru/maps/-/C6ecIKPv



Вы, как обычно, забываете про один пункт - а кто несет ответственность за последствия этих "инноваций"?

Например, сужение полос - в текущем виде откровенное зло. Во-первых, широкие машины в них уже не помещаются, в случае ДТП пробки.да будут оплачивать ущерб владельцу?
Это я уж не говорю, какими добрыми, милыми, но слегка нецензурными словами вас вспоминают байкеры. Кстати, то же самое - кто отвтетит за рост ДТП с ними по этой причине?

Вот смотрю на ваши проэкты - очень противоречиво. Бывает - очень грамотно, но иногда, в угоду давно забытым трендам - ну такое делаете, в других странах на уголовку тянет!

Не следует ездить между рядами.

?

Log in

No account? Create an account