proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Зачем "вытесняют" автомобилистов в Москве?
proboknet
В столице за последние 7 лет было введено столько новшеств, сколько город не знал десятилетиями: массовая эвакуация, платная парковка, фотофиксация нарушений. Причем представить себе пешеходного инспектора с айпадом, выписывающим штраф, когда-то было совсем тяжело, а сейчас - уже даже не удивляет. Появились различные приложения, позволяющие фактически одним жителям города штрафовать других (Помощник Москвы).

У многих автомобилистов создалось впечатление, что их планомерно выгоняют из города, создавая невыносимые условия существования. Но так ли это? Для начала стоит взглянуть на статистику автомобилей в городе в разрезе 20-ти лет.



Так и кто кого тут вытесняет вопрос, скорее, риторический.

Если даже не брать "дособянинские" времена, то видно, что только за последние годы, включая "кризисные", машин стало аж на 1 млн. больше. Т.е., грубо говоря, на дорогах становится все теснее и теснее...  При этом надо помнить еще и про Московскую область, где также же лавинообразно растет количество личного транспорта (уже сегодня эта цифра достигла 3 млн). В конечном итоге, каждый день по дорогам двигается около 3,6 млн. уникальных машин.

А где же остальные автомобили "потерялись"? Тут надо понимать, что есть два разных понятия: автомобилевладение и автомобилепользование. Не секрет, что многие покупают себе машину по целому списку причин, не связанных с транспортными функциями. Как говорится, во-первых, это красиво. Иметь свои 4 колеса все еще рассматривается, как необходимый атрибут престижа, понтов. Также есть функции машины, как передвижение на выходной день (дача, магазины, развлечения). Ее можно отнести к транспортной только частично, уж слишком много остального времени транспортное средство простаивает. Ну и третью причину я бы выразил, как желание купить хоть что-то стоящее (на квартиру все равно не хватает, а на машину как раз). Как итог, не все новые автомобили сразу выезжают на дорогу, но постепенно все равно их становится больше.

Теперь посмотрим на ситуацию с дорогами. Как видно, на одно авто дорог в Москве приходится сильно меньше (даже в несколько раз), чем во многих крупных мегаполисах (разница между Москвой и Парижем - 6 раз).


 Если наш центр практически полностью сравним с другими городами (кроме, пожалуй, количества мостов), то периферия настолько не развита, что тянет нас на дно статистики. Чтобы попасть из Западного Бирюлёво в Восточное - нужно обязательно прокатиться по МКАДу, просто ужас. Поэтому москвичи все и едут работать в центр.

Что же делает город, чтобы это исправить. Идеальная картина - это строительство стольких дорог, сколько сейчас занимает площадь парков Горького и Сокольники, Лосиного Острова и ВДНХ вместе взятые. Вряд ли это возможно, но развивать периферию все равно нужно. Поэтому город развернул гигантскую программу реконструкции и строительства новых километров.


К сожалению, первые годы этой программы были направлены на реконструкцию уже существующих дорог или вовсе превращения улиц в магистрали. Только сейчас стали появляться проекты соединения разорванных транспортных анклавов. Дорога из Бирюлёво в Бирюлёво появится в этом году, а от Царицыно в Чертаново (Балаклавский проспект) - в лучшем случае, только через два-три года. Хотя это было предвыборным обещанием Лужкова в далеком 1996(!) году.

В первую очередь, нужно наращивать связность дорожной сети. Посмотрите, какое в Европейском городе количество мостовых переходов через речку (вроде это Вена, если ошибаюсь - поправьте).


У нас совсем другая картина, особенно на окраине. Почитайте специальный пост про возможность восстановления переправ на Москве-реке.


Но даже если весь бюджет города потратить на дороги, то успеть за автомобилизацией невозможно. Прирост машин будет опережать прирост новых километров. Ни одному городу в мире это не удалось.

"Что делать?" - извечный вопрос. На него предлагает ответ Департамент транспорта. Для комфортного передвижения по городу нужно сократить количество машин примерно на 550 тысяч (из 3,6 млн.). Мера дико непопулярная, но достаточно безальтернативная. Вопросы, скорее в том, сколько этот процесс мы будем оттягивать и когда решимся на жесткие меры.

Ну и что это за меры могут быть. Дептранс выпустил небольшой сравнительный анализ по различным ограничительным мерам в городах и их эффективности.



Пока в Москве действует только жесткое администрирование ПДД, а также платная парковка. Ее лимит эффективности практически исчерпан. Значит ли это, что город скоро будет задействовать и иные меры - вопрос открытый.

Альтернативы. Раз количество машин нужно оптимизировать на дорогах, то куда же деть больше 700 тысяч их пассажиров (загрузка авто 1,3 чел - см. исследование Пробок.нет). Во-первых, это общественный транспорт. Вот, наглядное сравнение по вместимости людей и видам транспорта. Конечно, это очень и очень утрированно, машины-то едут в разные стороны, а трамвай только в одну;) Но посыл все равно верный.



Кстати, за успехи в транспорте, которые Москва достигла за последние годы, город получил Премию UITP за "Особое признание за проекты по развитию городского транспорта и инфраструктуры".

Стоит напомнить, что одной из причин, сдерживающих водителей от наземного транспорта, являются турникеты! Их необходимо срочно снимать, убирая, тем самым, унижающее положение пассажиров общественного транспорта перед личным.


Пешеходы. В Европе, и даже в США, давно поняли, что залог отсутствия пробок - удобное пешеходное сообщение. Оно должно быть безопасным и без бесконечных спусков в подземные переходы (об их вреде можно прочитать здесь). Уличное пространство должно ориентироваться на людей, а город постоянно меняться и адаптироваться под новые тенденции.

Такую эволюцию можно наблюдать на примере Елисейских полей. Раньше дублеры улицы были автомобильными, с парковками, как любит Петя Шкуматов;), но спустя десятилетия тротуары постепенно захватывали все больше и больше места и, в результате, дублеры стали пешеходными. Теперь это одна из визитных карточек Парижа.


В Москве происходит такой же процесс в рамках проекта "Моя улица". Впервые за 50 лет геометрия улиц кардинально меняется: выравнивается, убираются различные излишки в проезжей части. Таким образом, удается расширять тротуары, создавать велоинфраструктуру.



Обновленная и спрямленная Маросейка и Покровка после реконструкции.


Кстати, о велодорожках. Их в Москве еще крайне мало, даже по сравнению с городами, в которых осадков выпадает даже больше, чем у нас. Про температуру вспоминать не стоит, в том же Монреале зимой холодно также, как и у нас.



Поддерживать порядок в городе и следить за тем, чтобы новые тротуары не заставлялись машинами, по-прежнему помогает эвакуация (причем платная и недешевая). За одну неправильную парковку можно раскошелиться на 10 т.р. Впрочем... я был удивлен, но каждые сутки эвакуаторщики все равно увозят по 700 автомобилей. Уже сколько времени прошло, а многие по-прежнему продолжают нарушать, надеясь на... да я даже не понимаю, на что надеясь.


Небольшой слайд с интересной статистикой.



Как вы считаете, действительно ли возможно снизить (и как это сделать) количество машин на московских дорогах на 550 тысяч?

Пост подготовлен по материалам отчета Дептранса (скачать и ознакомится с полной версией можно здесь)


Лучше снизить число "урбанистов" на 500 тыс. И многие проблемы уйдут.

Какие проблемы уйдут? Пробок меньше станет?

(Suspicious comment)
А есть какой-то рейтинг городов мира с самым удобным и развитым ОТ и лучшей пешеходной доступностью?

Купите билет до Цюриха или Женевы и сгоняйте на выходные


Перехватывающие парковки-где они? Их очень мало. Кто въезжает например по алтушке- там просто мини парковка возле и постоянно нет мест. Многоуровневый паркинг вместо мака. И таких вариантов можно в Москве найти кучу. Или вот пример - на дублере Варшавки возле пражской платная парковка - 40 руб, она пустая. Почему не сделать 20 руб? Тогда люди будут ставить машины и не ехать дальше надеясь запарковаться в переулках и дворах??? Раньше у меня знакомая ставила, теперь едет до работы в районе трешки и там шарится по дворам


Уличные парковки не должны быть перехватывающими.
Если парковки свободные - это замечательно, туда можно всегда приехать и прогнозируемо поставить машину.

парковки должны строить инвесторы, а не город. Но строить они не могли их раньше, когда можно было бросать машину на тротуаре.
Сейчас же частные парковки потихоньку могут начать появляться, когда на них спрос появился.

А перехватывающие парковки должны быть вообще на окраине или за МКАДом лучше

Еще с Лужковских времен обещались многоуровневые, современные парковки по всей Москве. Где? Я передвигаюсь преимущественно на автомобиле, но ездить дальше Садового зарекся - при всей чудесности и правильности платной парковки (кроме шуток, это действительно классно), место найти невозможно, уходит до получаса на кружение вокруг пункта назначения. Почему на месте многочисленных пустырей и заброшенных зданий нельзя возвести многоэтажные парковки и брать плату таким же образом, как с уличных? Если будет такая возможность, я и все 200 рублей в час готов платить.

Я принципиально не паркуюсь неправильно (на тротуарах, газонах, в зонах, где это запрещено и пр.), но, тем временем, понимаю, что если все жители моего дома тоже начнут правильно парковаться, бросать машину мне придется невесть где (и без того приходится, иной раз, кого-то блокировать и вставать с рассветом, чтобы переставить машину)

Кроме того, что касается назначений личного транспорта, у вас не учтен еще один пункт. У меня есть регулярный маршрут по Нагатинской набережной, около шести километров. Преодолеть его на общественном транспорте - тот еще геморрой, либо медленный трамвай, который проведет кучу времени на забитых перекрестках, до которого еще крюк делать надо, либо два автобуса, один из которых ходит раз в 20 минут. Кроме всяких шуток, на автомобиле я это расстояние проезжаю за 5-7 минут, а на общественном транспорте - от 40 до часу. Таких примеров в городе уйма, и если у людей есть такой регулярный маршрут, не представляю, как их можно обвинять в использовании личного транспорта.

Тут, кстати, на помощь может прийти каршеринг, о котором вы тоже ничего не написали. На данный момент в моем районе найти свободный автомобиль - большая редкость, но тем не менее. Мне искренне любопытно, как присутствие такой услуги влияет на транспортную обстановку. Расскажите, если есть какая-нибудь информация.

Спасибо.




я по центру давно такси пользую. 100-200р в среднем. и все.

сейчас норм авто стоит от 1.5 миллиона рублей стараниями пжив, так что вскоре количество автолюбителей сократится естественным путём.
и вот например. я на работу езжу на авто. я наверно мог бы использовать ОТ или пешком или велик, НО: нет маршрута ОТ напрямую между двумя точками, всё равно надо идти пешком около получаса или пересадки, на велике и пешком одна и та же проблема - пиздец как грязно. просто свинарник, а не Москва. я хожу в костюме, брючках, и не могу себе позволить постоянную химчистку, и покупку новых брюк и туфлей. поэтому когда вы тут приводите в пример Европу, говорите честно - у них даже в проливной дождь тротуары чистые, одежду обувь не пачкаешь.

Чем солярис или киа рио не нормальные авто?

Делалась ли корреляция на прирост населения города за прошедшие семь лет?

Не могу за дептранс ответить, но за 7 лет вряд ли на четверть население Москвы увеличилось

Ну как всегда, начал за здравие, кончил за упокой.
Связность Москвы повышать не будут никогда - в случае масштабных беспорядков город легко нарезать на много отдельных частей, это организовано давно, специально и никто это, понятно, уничтожать не будет.
Остается только ОТ, который организаторам непонятен в силу того, что они сами им не пользуются.
Вывод - лучше не будет, будет только хуже.
Ну и радостные рендеры о том, как хорошо прогуляться под дождем 12 км по Садовому кольцу.

Ну что вы, никто масштабами беспорядков там не мыслит!

Зачем искусственно именно снижать количество машин? Предположим, снизили. Что будем делать дальше? Искусственно снижать количество людей в городе? Проходили уже, в СССР.
В чём проблема развивать город так, чтобы в нём все умещались? Да, количество извлекаемых из людей денег в пересчёте на квадратный километр площади города — уменьшится. Да, город расползётся в ширину. Но у нас это не проблема, мы не Сингапур, надо пользоваться нашими естественными преимуществами.
И об общественном транспорте: если его делать по-настоящему комфортным, он становится дороже автомобиля (особенно если ездить в автомобиле не одному). Причин несколько:
1. Автомобиль едет «от двери до двери», а автобусы/трамваи — по маршруту.
2. В периоды низкой нагрузки общественный транспорт «возит воздух» (или имеет очень длительные интервалы).
3. Способа эффективно бороться с «зайцами» до сих пор не изобрели (турникеты — это издевательство).
P.S. Мечтаю в качестве общественного транспорта о беспилотном летающем убере (или я-такси).

Когда город расползается - он расподается, появляются депрессивные, потом заброшенные районы и гетто

Ждем платный въезд)

Ждём утраты доверия Оленевода к Шмеле или Крабэ.

Собянин обещал убрать турникеты из наземного общественного транспорта города Москвы ещё в 2010г.
На календаре 2017.

И это всё, что нужно знать о заинтересованности мэра в приемлемой транспортной ситуации в городе.

Бесконечные попилы, отъёмы, до которых ни один Остап не додумывался.
Безумно дорогие развязки, делающие пропускную способность либо ниже прежней, либо остающейся на том же уровне, но за конские деньги.

Дуст городским управленцам в помощь.
Так они нас наконец победят до конца.

А можно ссылку на это обещание?
Ну в трамваях турникетов года 4 уже нет.

Edited at 2017-06-19 03:23 pm (UTC)

Поэтому они воткнут еще +1.5-2 млн жителей в рамках реновации. Логично, чо.
Как-то согласуйте свои планы что ли.

Сначала мои соседи двумя третями решат, что мой дом надо снести. Ну демократия же.

Потом дадут ту квартиру, которую решит мэрия/управа. Т.к. "Реновация - это не супермаркет" (С.Собянин).

Затем - на чем, куда, и зачем мне ездить.

Очень занимательно. Что дальше?


а дальше - 101й километр..

Объясните мне второй и третий график.
Как в Москве может быть в 9 раз меньше площадь дорог (по сравнению с Нью-Йорком, в пересчёте на 1 авто), но при этом всего в 1,5 раза меньше общая площадь этих самых дорог? При том, что автомобилей в Москве в 1,5 раза больше (при пересчете на 1000 жителей). Где-то ошибка, не?

Поясню. Если площадь дорог в 9 раз меньше, чем в Нью-Йорке (в пересчете на 1 авто), то и этих самых авто должно быть значительно больше, но никак не x1,5, разве нет? Так как общая площадь тоже разнится всего лишь в 1,5 раза.

Дать по башке РЖД и сделать нормальную городскую электричку. И вообще ОТ ещё быстрее развивать, турникеты убрать.

Про всякие влажные мечты, типо децентрализации РФ, что бы Москва была не так привлекательна по сравнению с другими городами, я молчу.

Здраво говорит, сейчас получается легче построить Метро чем договориться с РЖД.
В городе огромные нереализованные возможности для развития внеуличного ЖД транспорта.


...было четко сказано: "в городе должны жить красивые и богатые люди". все нищеброды - вон!

все эти "концепции и реновации" приводят к умопомрачительному обогащению причастных и удорожанию существования всех остальных, потере ими социальных завоеваний.

лозунг "Обогащайтесь!" кто и как может исполняется чиновниками на 500%.

Москва пешеходная, велосипедная, трамвайная, но никак не автомобильная!

?

Log in

No account? Create an account