Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Category:

Общественный транспорт Мюнхена

Довольно много я пишу не только про дороги и автомобили, но и про общественный транспорт (ОТ). Я уже писал и про московские трамваи, и про метро, и даже про электрички. Теперь очень интересно было бы сравнить как устроен ОТ у нас и заграницей. Vadim-laser выступил с  предложением написать пост про общественный транспорт в Мюнхене и разместить его у  меня в ЖЖ. Публикую пост здесь с разрешения автора (взял на себя смелость немного его отредактировать, надеюсь Вадим не в обиде). В любом случае, оригинальный пост можно прочитать тут.

Главное! Выражаю Вадиму глубокую признательность за большую проделанную работу. Все фотографии в посте сделаны Вадимом или взяты из открытых источников (вроде википедии).


Краткая географическая и транспортная характеристика города
Мюнхен имеет площадь 310,43 кв. км, население по состоянию на конец 2011 года составляет около 1,4 млн. человек. Для сравнения, Москва имеет площадь 1 091 кв. км (без пригородов и присоединяемого куска Московской обл.) и население 11,6 млн. человек. Налицо значительно большая (в 3 раза) плотность населения в Москве, и это неудивительно: в Мюнхене намного меньше многоэтажного жилья.

На этой карте можно увидеть сам Мюнхен (границы города можно оценить по кольцевому автобану) и его пригороды. На северо-востоке от города располагается аэропорт. Полная карта Мюнхена.


Как и Москва, Мюнхен окружен ближними (входящими в его состав, например, Trudering - Riem) и дальними пригородами и сателлитами (например, Freising). В Мюнхене, как и Москве, существует несколько кольцевых дорог. Самая крупная из них - незамкнутый кольцевой автобан A99, он же Autobahnring - аналог нашего МКАД. Его существование обусловлено тем, что к Мюнхену подходят автобаны А8, А9, А92, А94, А95, А96, А995, между которыми и осуществляется транзит посредством кольцевого автобана.

Отдельно нужно сказать про немецкие автобаны. Представьте себе, что во все стороны от Москвы отходят этакие "Новые Риги", от 3 полос в каждую сторону с идеальным асфальтом и "шумящей" разметкой. С развязками в нескольких уровнях, удобными указателями, и с мониторами через каждые 1-2 км, на которых показывается текущее ограничение скорости. Со вменяемыми водителями и соблюдением правил движения по рядам в зависимости от скорости - все машины идут с достаточным интервалом, как привязанные. С самолета очень хорошо видно, что движение на автобанах достаточно плотное, но при этом быстрое. Машин, которые едут 70-80 км/ч., в левой полосе нет.

Второе кольцо (Mittlerer Ring) используется, главным образом, для межрайонного перемещения. Что-то очень похожее на Садовое и Третье кольцо в Москве - развязки, тоннели, эстакады. Здесь часто бывают заторы. Между этим кольцом и третьим находятся городские районы, граничащие с историческим центром города. Границы этого исторического центра обозначает внутреннее, третье кольцо. Оно называется Altstadtring и включает в себя несколько улиц, большинство из них имеют широкие бульвары между двумя проезжими частями (например, Sohnenstrasse).


Примечателен тот факт, что это кольцо частично следует линии бывшей крепостной стены, которая почти не сохранилась. Движение автомобилей в пределах этого кольца ограничено. В центре многие улицы сделаны пешеходными, на некоторые въезд разрешен только такси и общественному транспорту. Если человек хочет поехать в центр на машине, к его услугам большие парковки, к которым ведут дорожные указатели с табло с обозначением количества свободных мест.


Сеть транспорта и его виды
Теперь, наконец, про ОТ. Самым первым видом транспорта был трамвай, который активно развивался в Мюнхене с конца 19 века. Наибольшего размера сеть трамвая достигла к середине 60-х гг. 20 века, затем он стал вытесняться метро и S-bahn.

Знакомство с общественным транспортом Мюнхена начинается с городской электрички (далее S-bahn) - прямо из аэропорта идут два маршрута. Собственно, S-bahn охватывает пригороды и города-сателлиты Мюнхена. Однако, в отличии от Москвы, электрички тут четко подразделяются на городские (которые являются полноценным видом городского транспорта с единой оплатой) и региональные (которые предназначены для более дальних поездок, но на них в пределах соответствующих зон также действуют городские билеты). Собственно, городские электрички Мюнхена ходят в радиусе 40 км по следующей схеме:

вокзалы помечены кружочками

Электрички с окраин идут с интервалом 10-20 минут. По мере приближения к вокзалу их пути встречаются, а в центре города (между двумя вокзалами) под землей идет несколько маршрутов по очереди, а интервал между поездами в "час пик" составляет 1 минуту. Как видно из схемы, между Hauptbahnhof (Главным вокзалом) и Ostbahnhof (Восточным вокзалом) по очереди ходят поезда маршрутов S1-S4, S6 и S8 (под землей). Маршрут S7 проходит по части этого участка. Станции на этом участке расположены в различных частях исторического центра. Часть из них обеспечивает пересадки на метро. Существуют также два маршрута, которые обходят этот центральный тоннель - S20 и S27. И, наконец, к северо-западу от центра города от линии S2 отходит неэлектрифицированная ветка A.
Подвижной состав используется вот такой (кроме линии A):


Собственно, одна секция состоит из четырех вагонов со сквозным проходом (два из них - головные). Каждая дверь - с кнопкой открытия. Состав S-bahn может состоять из 1, 2 или 3 таких секций длиной 4, 8 и 12 вагонов соответственно. В час пик пускают 2 или 3 поезда в составе, в выходные может ходить 1. При этом число секций в прибывающем на станцию составе и место их остановки показывается на табло. На линии S1 сделана вилка - за 2 станции до конечной состав расцепляют на 2 поезда прямо на станции. Передняя половинка идет во Фрайзинг, задняя следует в аэропорт. На загруженных станциях для одного направления сделаны две платформы - с одной стороны входят, с другой - выходят.

Поезда ездят очень быстро (в пригородах скорость под 100 и более) и плавно (никакой качки). В городе станции расположены чаще. При этом система оплаты единая с остальным городским транспортом (об этом позже). Ну, и на тех станциях, где пересадка на метро, созданы удобные переходы, с эскалаторами и информативными указателями. Остановки объявляются на двух языках, также дается информация о пересадках, расцеплении поезда, конечной. Словами "Пожалуйста, выходите слева/справа" указывается, с какой стороны выход, что особо удобно на станциях типа Marienplatz и Karlplatz, где у каждого пути две платформы.

Теперь о метро. Первоначально были открыты линии метро, ведущие к местам проведения Олимпиады 72 года. Постепенно линии метро создавались как замена либо существующим трамвайным линиям, либо запланированным на перспективу. Если взглянуть на схему, то видно, что в метро используется маршрутное движение.


Впрочем, по одним и тем же путям ходят максимум два маршрута (короткий U7 не в счет). Подвижной состав представлен тремя моделями.

Самый первый тип поездов - тип A. Они продолжают использоваться и по сей день. Двери открываются не кнопками, а путем нажатия на ручку. Выглядят хорошо, и шумят не больше, чем "Русичи".


Тип B выпускался с начала 80-х. Стоит отметить, что и тип A, и тип B используют 2-вагонные секции, поэтому поезда могут быть 2, 4 и 6 вагонными (первых не видел).


В настоящее время в метро поставляется тип C. Это очень комфортные вагоны, с широким остеклением. Выпускаются только в 6-вагонном варианте, по всему поезду сквозной проход.


Метро и электричка очень удобны, как в плане навигации, так и в плане доступности для маломобильных групп. Здесь лежит карта U+S-bahn. Добавлю, что на каждой станции метро и, по крайней мере, на городских станциях S-bahn есть лифт. На каждой станции метро и электрички также висят информационные щиты - там можно найти расписание движения, карту окрестностей с указанием выходов, карту всей сети с указанием зон и колец - чтобы рассчитать размер оплаты за проезд. Сверх этого, на станциях висят несколько табло с часами и экраном, на котором тремя "кубиками" показывается длина и место остановки следующего поезда, а также маршруты следования и время прибытия нескольких следующих поездов.

В отличие от электрички, в метро выходы маркируются буквами (A...Z). Выглядит это так: на информационном щите приведена карта близлежащей местности (на нее влезают две соседние станции метро), на которой обозначены улицы, остановки другого транспорта, стоянки такси, достопримечательности и др. Изображенные на карте выходы обозначаются буквами. Таким образом, приезжая на незнакомую станцию, можно сориентироваться по карте, запомнить букву и далее следовать указателям. На указателях, помимо выходов, обозначаются и улицы, и другие объекты.

Теперь о трамваях Мюнхена.
После сокращения сети, вызванного строительством метро, сегодня мюнхенский трамвай продолжает развиваться. Отмечу, что мюнхенская система транспорта не предполагает дублирования одного транспорта другим. Такого просто не может быть, чтобы по достаточно протяженному участку шли одновременно 3 маршрута автобуса, два маршрута троллейбуса, да еще трамваи сбоку. Трамвайная сеть гармонично дополняет систему метро и электрички. При этом, однако, всегда существуют альтернативные варианты проезда, например (трам+трам или s-bahn+автобус). Скорость движения трамваев очень высока, а маршруты достаточно протяженные. Существует несколько ночных маршрутов.

Там, где необходимо, организованы обособленные полосы, в том числе и на пешеходных улицах (Theatiner Strasse):


Как правило, трамвай идет по центру дороги по небольшому бульвару. На остановке бульвар расширяется, за счет чего на нем размещаются перроны и павильоны. Проход на такие станции осуществляется либо по наземному переходу со светофором, либо (в центре, на крупных трамвайных узлах) через подземный переход:


Вблизи Karlplatz и Hauptbahnhof по бульвару идут несколько путей разных трамвайных линий, образуя в наиболее загруженных местах настоящие трамвайные вокзалы.

В тех местах, где трамвайные пути не отделены от проезжей части (как правило, на однополосных улицах), трамвайные пути тупо вдавлены в асфальт. Никакой уродской плитки и антивибрационного покрытия - пути тупо вдавлены в асфальт с использованием каких-то амортизирующих материалов, поэтому автомобилям они не мешают. На остановках и в самом трамвае есть билетные автоматы.

Подвижной состав трамвая весь (за исключением ретро-маршрутов в центре) низкопольный, самые старые трамваи работают с 90-х гг. Учитывая, что вход в трамвай на 99% остановок происходит с тротуара, вход/выход из трамвая очень удобен для инвалидов - при мне неоднократно в трамвай входили люди на костялях. Про инвалидов скажу ниже отдельно, вот фотографии разных моделей трамваев.
Старая модель, ходит только по малому кольцу (в центре снимка):

На переднем плане стоянка такси и велодорожка. Модель трамвая слева на снимке закупали в 90-х. Вот она же:


Более новые:


Совсем новые:


Подобно тому, как трамвай дополняет собой метро и электричку, точно так же и автобусные маршруты дополняют трамвайную сеть. Автобусы ходят там, где:
- когда-то был трамвай, но уж нет;
- когда-то будет трамвай, но пока нет;
- где поток для трамвая слишком низок или в удалении от трамвайной сети.

Маршруты автобусов разделяются на Metrobus и просто Bus. Первые представляют собой магистральные маршруты с большой загрузкой. Как правило, они обслуживаются сочлененными автобусами. Вторые - маршруты более локального значения. Используются комфортабельные низкопольники MAN Lion's City и Mercedes Citaro. В салоне кнопки требования остановки, билетные автоматы. Вход - во все двери до 21 часа, потом - только в переднюю.





Для туристов есть 2 отдельных маршрута по всем достопримечательностям, выполняемых на двухэтажных автобусах.


Что понравилось - в тех местах, где для трамвая проложена выделенка, но он по ней еще или уже не ходит, автобус едет по ней - чтобы не пропадала.

Оплата проезда, инфраструктура
Еще хочется сказать про систему оплату проезда. Обслуживание всего транспорта поделена на 4 зоны. Самая внутренняя включает в себя большую часть города. Вторая зона включает в себя окраины. Третья и четвертая - пригороды (в том числе аэропорт). Пересадки, естественно, не оплачиваются, но у каждого билета есть свой лимит по времени.


Смотрится страшно! Но, Мюнхен - это первая зона. Остальное - это пригороды.

Сразу скажу про единые билеты на месяц. Одна зона включающая в себя весь Мюнхен (все виды транспорта(!) автобус, трамвай, метро и электричка) стоит 45 евро. По всем четырем зонам (Мюнхен и все пригороды!) 190 евро в месяц.

Теперь обычные билеты, тут все немного более сложно:
Билеты покупаются исключительно в автоматах. На остановках трама и автобуса, а также в самих трамваях и автобусах стоят самые простые с маленьким монохромным экраном. Нужно вставить деньги и нажать кнопку нужного билета. В вестибюлях метро и электрички (а также на некоторых остановках наземного транспорта) стоят более продвинутые - с сенсорными экранами и многоязычным интерфейсом - там можно выбрать тип билета, а можно написать название станции назначения. Оплата по карточке или наличными.

Сами билеты могут быть разными, но типов билетов немного. При выборе того или иного билета нужно обращать внимание на доп. условия его использования.

Разовые билеты. Разовые билеты, по моему мнению, удобны лишь для разового перемещения (особенно по 3-4 зонам), например из/в аэропорт. Разовые билеты в некоторых случаях уже провалидированы, а в некоторых случаях требуют валидации. При выборе разового билета нужно выбрать количество зон или короткую поездку. Короткая поездка - это любая поездка (даже из одной зоны в другую) не более 4 остановок на траме/бусе, не более 2 на U/S-bahn (стоит 1.2 евро). Возможны комбинации - 1 остановка на метро и 1(2) на автобусе.

Например, автоматы Deutshebahn на станциях S-bahn выдают вот такие разовые билеты.


На них ставится срок действия (не более 3 часов) с момента покупки, т.е. они продаются уже провалидированными. Аналогично и с билетами на одну поездку, которые покупаются внутри трамвая или автобуса.

IsarCard. Для езды внутри города продаются проездные: т.н. IsarCard на неделю или месяц, на определенное количество кругов (каждая из 4 зон делится на 4 круга, соответственно кругов 16). Проездные удобны тем, кто совершает много поездок в день.

Билеты на день. Если проездной на неделю не нужен, но в один день нужно совершить много поездок, есть такой вариант - билет на день без лимита поездок. Есть такой же билет, но на 3 дня. Оба билета приобретаются для поездок в пределах: 1 зоны, 1-2 зоны, 1-3 зоны или всех четырех зон.

Streifenkarte. Stripeticket, или "полосатый" билет. Если вы еще не определились с количеством поездок, или если вы совершаете то короткие, то длинные, то этот билет очень удобен. Он представляет собой десять полосок, которые нужно валидировать и сгибать по мере использования.


Короткая поездка (ее определение дается выше) стоит 1 полоску (1.2 евро), если поездка более длинная, то за каждую зону нужно валидировать по 2 полоски (2.4 евро). По одному такому билету может ездить несколько человек - главное, чтобы на каждого были провалидированы полоски.

Билеты действуют на всей сети городского транспорта (насчет междугородних автобусов не уверен). Как правило, оплачивается количество проезжаемых "кругов" или зон. Как же валидируются билеты? При входе на станции метро и электрички стоят синенькие ящички - компостеры. Они же стоят у каждой двери автобуса и трамвая. Для валидирования билета нужно вставить нужную его часть в прорезь до упора, после чего компостер отметит его.


Естественно, нет никаких турникетов ни в метро, ни в электричке, ни в наземном транспорте. Контроль осуществляется контролерами. Попадаются они редко, но лучше не рисковать, поскольку штраф составляет 60 евро, ну и с визой могут возникнуть проблемы в следующий раз. Платить за проезд нужно обязательно, тем более за такой транспорт.

Теперь про приспособленность транспорта для людей с ограниченными возможностями. Во-первых, тротуары невысокие, поэтому этих идиотских скосов на тротуаре, которые так задолбали всех в Москве, нет. Справедливости ради стоит сказать, что кое-где тротуар покрыт не плиткой, а брусчаткой. Во-вторых, весь транспорт приспособлен для инвалидов. В метро и s-bahn это лифты, цветная разметка, удобные пандусы.

Каждый трамвай и автобус - низкопольники. Посадка в трамвай, как правило, осуществляется с чуть приподнятой платформы, т.е. уровень пола практически (+7 см) не превышает) уровня платформы. Автобусы ВСЕ оборудованы системой книллинга - как минимум, при наличии на остановке пожилых людей автобус "приседает". У нас эту систему тоже вроде используют, но что-то этого не заметно. Чаще всего она не используется по прямому назначению.

Велотранспорт
В качестве дополнения расскажу о других способах перемещения. Очень популярен велосипедный транспорт. Многие даже прицепляют к велосипеду специальную коляску на 2 колесах для ребенка. Практически на каждой улице выделены велодорожки - либо в виде выделенной проезжей части, либо в качестве крайней правой полосы дороги, либо на части тротуара.

На окраинных станциях метро и электрички есть огромные ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ парковки не только для автомобилей, но и для велосипедов!

Теперь о такси. Такси в Германии традиционно красится в кремово-желтый цвет, и Мюнхен не исключения.

Да, ЛЮБОЕ такси, вне зависимости от компании. В такси работают, как правило, не старые Mercedes. Впрочем, попадаются и более старые Mercedes, есть также машины Toyota Prius (да-да, гибридные) и Volkswagen Touran. Тариф единый, стоимость посадки составляет 3,3 евро, плюс плата за километраж (около 1.5 евро) + плата за животных + доплата, если вы заказали микроавтобус. Насколько я понимаю, ловить такси на улицах не принято. Либо вы вызываете такси (вполне нормально попросить портье или официанта об этом) по телефону (через интернет тоже можно), либо идете на ближайшую стоянку такси (они есть у всех больниц, крупных отелей, у станций U/S-bahn и т.д.) и садитесь в любую машину. Диспетчерская единая (но, насколько я понял, есть и районные диспетчерские, опять же общие для всех компаний), поэтому такси подается в течение 2-5 минут после звонка! И это несмотря на наличие пробок и заторов в пик!

Немного о том, как ездить на автомобиле. Выше уже приводилась фотография указателя, на котором видно оставшееся количество парковочных мест на подземных парковках в центре. За пределами исторического центра парковка вдоль улиц разрешена, прочем не всегда бесплатно. Об этом информируют знаки, которые устанавливают, в какие часы следует оплачивать парковку. Сделать это можно на месте, через каждые 50 метров стоят паркоматы. В прорезь вставляется нужное количество монеток, далее нажимается зеленая кнопка, автомат распечатывает чек с указанием, когда кончится оплаченное время. Его кладут под стекло, чтобы парковочная служба не выставила вам штраф.

Городские улицы организованы хорошо, даже на мелких улицах сделаны отдельные полосы для поворота направо. Для поворота налево используются "карманы" и специальная разметка на перекрестках, которая позволяет повернуть сразу двум направлениям. Светофоры для поворота сделаны отдельно, никаких уродливых поворотных секций.Для велосипедов предусмотрены свои светофоры.

Вместо заключения
Вся инфраструктура общественного транспорта Мюнхена окрашена в синий цвет - остановки, билетные автоматы, компостеры, трамваи, поезда, автобусы. Исключение составляет электричка - поезда и автоматы S-bahn окрашены в традиционный красный цвет Deutsche Bahn.

Немного хочу сказать об устройстве остановок наземного транспорта. На некоторых остановках установлены компактные столбики, переполненные табличками и значками. Большинство остановок - это металлические тенты с обязательными картами сети, расписанием движения и информацией о билетах.

На трамвайных остановках установлено табло, на котором отображаются несколько следующих трамваев, а, точнее, их номера, маршрут, и оставшееся время ожидания. Как уже говорилось выше, автобусные остановки табло не снабжены, но и тут у немцев есть чему поучиться. Во-первых, на остановке есть листочки, на которых изображены схемы движения каждого маршрута, и ниже расписание. Во-вторых, расписание удобное - интервалы движения круглые. В-третьих, оно соблюдается.

Не могу не добавить про остановки ОТ в Москве:

Остановка в одном месте, указатели в другом. Место где должна располагаться схема маршрутов (та же остановка) выглядит так:

(самое смешное, что когда-то там была схема! Видимо, убрали за ненадобностью!)


В целом, система общественного транспорта очень удобна и практически сводит на нет преимущества автомобиля при городских поездках.

P.S. Если вы можете и хотите что нибудь рассказать об устройстве общественного транспорта в различных городах мира. Публикуйте посты у себя в ЖЖ и присылайте ссылки. С удовольствием опубликую их у себя.
P.P.S. Вадиму еще раз спасибо.

UPD: Более подробно про билеты в Мюнхене только что написал sheric-ru, читать тут.


Follow proboknet on Twitter
Tags: Мюнхен, ОТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments