?

Log in

No account? Create an account

proboknet


блог о транспорте и жизни

Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»


Previous Entry Share Next Entry
Заужайзинг, бордюринг и тротуаринг
proboknet
"Велосипедам на дорогах не место, езжайте в парки" - слышалось с одной стороны, "Надо сокращать количество полос и парковок" - отвечали с другой. Все эти цитаты, как и новые термины в названии поста можно было услышать на общественных слушаниях по развитию велотранспорта, которые провела Комиссия по транспорту Общественной палаты Москвы в прошедшие выходные на ВДНХ.



Несмотря на, порой, жаркие и непримиримые позиции некоторых участников, общий язык найти удалось, никто не подрался;) Задача слушаний была не просто выразить свои аргументы, но и найти баланс, ведь в городе нельзя выгнать какого-то из участников движения...

Аргументы были такие. Например, Леонид Антонов из Автомобилистов Москвы не видит будущего в развитии велодвижения на улицах, потому что Москва - это невелосипедный город: а) климат не тот и б) слишком большие расстояния. Он предложил перестать ретранслировать опыт миниатюрного Амстердама на огромный мегаполис, в котором происходит "диктат агрессивного меньшинства" (велосипедистов), поэтому он считает, что велосипедам самое место в парках. Леонид предложил велосипедистам проходить психиатра и получать права прежде чем выходить на дороги общего пользования. В видеопрезентации он сравнил по размерам Амстердам и Москву.



Размеры, конечно, несопоставимы, но ведь никто и не предлагает ездить каждый день из Бутово в Отрадное на велосипеде. Речь о том, что в городе значительное количество людей готово совершать поездки по своим районам, а для этого нужна инфраструктура.

Показательно второе видео Антонова. Это 2 часа работы велополосы на Бульварном кольце, сжатые до нескольких минут. Диспропорция количества двух- и четырехколесного транспорта просто несравнима.



Но, как сказал на слушаниях Аркадий gre4ark Гершман принцип "сначала придут пловцы, а потом мы построим бассейн" не работает. Поэтому одинокая полоса на Бульваре не может работать в полную мощность, если вокруг инфраструктуры нет. Нужна разветвленная сеть дорожек и полос, чтобы велосипедисты появились массово. Кстати, это видео - отличная иллюстрация того, как часто водители нарушают ПДД и выезжают на велополосы. Странно было бы ждать, что будет много пешеходов на Тверской, если бы по тротуарам ездили машины, согласитесь.

Золотой состав участников: Пешеходы России, Автомобилисты Москвы, Синие Ведерки, КБ Стрелка, представители Правительств Москвы, Питера и Альметьевска, несколько десятков велосообществ, муниципальные депутаты, урбанисты и простые жители.



Владимир Кумов из Let’s bike it топит за полную велосипедизацию по возможности, уже десятки российских компаний поддерживают такие проекты, как "На работу на велосипеде". Также стоит упомянуть и зимние(!) велопарады, на которые собираются тысячи человек даже при температуре минус 20. Конечно, это совсем фанаты велосипеда, но все же.



Одним из самых обсуждаемых сейчас в стране городов является Альметьевск, который впору назвать велосипедной столицей страны. Как говорится, на этом месте мог бы быть любой город России, но...


Альберт Халяпов - директор «Городского управления автомобильных дорог» рассказал нам, что город поставил амбициозные планы вовлечь значимое количество людей на двухколесный транспорт, буквально за 5 лет довести до 7, а то и 10%, и это очень много.



Перспективная схема развития велодорожек по годам, план - покрыть весь город удобной сетью.



Альметьевск - пример того, как можно проектировать инфраструктуру для людей, а не просто для отчетов.



Кстати, это город, где чистят дорожки зимой в приоритетном порядке, а не по остаточному принципу, и это круто, т.к. позволяет даже в снежную погоду не ставить велосипед в угол.



Для чего это делается?
Есть главная причина - здоровье людей. Если Альметьевск сократит количество автомобильных поездок всего на 5%, это снизит выбросы CO2 на 14 тысяч тонн в год, что аналогично посадке примерно 600 гектар леса. Кроме того, что дышать чистым воздухом приятно и полезно, передвижение на велосипеде снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, в целом тонизирует организм человека, не дает набрать лишний вес. Плюсов много, причем строительство велосипедной инфраструктуры как раз занятие недорогое по сравнению со строительством развязок.

Кстати, на выходных было еще холодно, а на мероприятия многие приехали вот так.



Неожиданно Петр Шкуматов заявил, что велосипед ему не чужд, т.к. во времена студенчества он вовсю использовал его для поездок на учебу. Петр озвучил интересные факты о Москве. Так, в частности, средний возраст москвичей составляет 44 года, что по его мнению уже немолодой возраст (по мне, так как раз наоборот). Половина жителей не выходит из квартиры в течение дня. 2/3 из тех, кто решается покинуть пределы своего жилища, не выезжает за границы своего района (это все из статистики сотовых операторов).



В общем, Синие ведерки исходят из того, что в большом городе пространство ограничено, а значит, нам всем нужно жить мирно вне зависимости от способа передвижения. Поэтому Петр выступает не против развития велодорожек и полос с учетом интересов других участников движения.

Институт Велотранспорта поднял интересный вопрос, на самом деле большая часть велосипедистов ждет велодорожки не только в центре, но и в спальных районах, т.е. там, где реально проживает. Поэтому предлагаемая карта велоинфраструктуры выглядит вот так.



Как председатель Комиссии по транспорту, я выступил модератором мероприятия и свою позицию не высказывал.



Подходим к главному - цели общественных слушаний. В рамках программы благоустройства "Моя улица" за последние годы было благоустроено более 320 улиц, бульваров, проспектов и переулков. В геометрии проезжей части часто заложены дополнительные ширины, которые можно использовать для создания велополос. Вот типичный пример.



Самое главное тут - не ограничить автомобилистов или общественный транспорт, а создавать сеть, которая аккуратно впишется в существующие улицы. Еще один пример.



Что имеем в итоге. Проектировщики подсчитали, что если на 32 улицах создать новые велополосы за счет разметки, то это создаст неплохую связанную сеть. При этом не придется массово убирать парковки, станет меньше всего на 12 мест, т.е. всего полместа на одну улицу. Карта кликабельна.



Позицию Пробок.нет можно выразить кратко и емко: город - общее пространство для жизни и передвижения, поэтому нельзя его поделить только между автомобилистами. На самом деле последним даже выгодно большое количество велосипедного транспорта - меньше будет желающих покупать машины и ездить по дорогам. Важно найти баланс между всеми участниками движения, никого не ломать через колено. Думаю, именно баланс мы и пытаемся нащупать в таких дискуссиях.

В ближайшее время после слушаний все участники обсудят предложенные схемы новых полос, дадут свои предложения и корректировки, после чего мы сформируем актуальный план велосети, которую можно будет создать уже в этом году. Вы также можете высказать свое мнение по каждой улице отдельно, так и в целом по принципам работы велоинфраструктуры.

P.s. Сейчас еще есть мнения, что велосипед - это не транспорт, а спорт, но через лет 5 этот тезис будет звучать также смешно, как сейчас звучат споры о необходимости приоритета общественного транспорта, о чем тут спорить то? А всего лет 5 назад, когда массово вводились выделенные полосы и другие элементы приоритета общественного транспорта, многие автомобилисты тяжело это воспринимали, многие демонстративно нарушали. Однако шло время и вместе с ним наступило понимание, что автобус на дороге важнее, с этим ничего не поделаешь. Мир между велосипедистами и автомобилистами также скоро наступит, как получилось примирить автомобилистов и пешеходов.


Если велосипедисты хотят что-то в свою пользу - пусть платят налог.
Нет налогов - пошли в пень.

Тогда уж и пешеходы пусть платят налог, а то чего бесплатно по тротуару топают.

Ну вот введут на гомосипеды номерные знаки, ежегодные налоги\сосагу и ПДД расширят про ответственность - тогда можно и им дорожки строить.

Налоги и сосагу тогда и для пешеходов надо вводить.

Новые велополосы, это хорошо. Но как ими пользоваться, если они заполнены припаркованными или поворачивающими направо автомобилями?

ну так не пользуйтесь, как сейчас не пользуетесь. Да и не нужны они, эти ваши велодорожки. Хотите спортом заниматься - парки в вашем распоряжениии.

Ну по поводу велосипеда: им пользуются в основном школьники со студентами, а общественным транспортом - пенсионеры. Человек с более высоким уровнем дохода не должен контактировать с людьми более низких уровней, поэтому и предпочитает автомобиль.

вот это заявление! а что делать, если я не хочу контактировать с более нищими автомобилистами, которые понаехали из подмосковья и забили мне проспекты своими корытами? может мне танк купить? или вертолёт?

Велодорожка на первых порах должна иметь яркое ровное покрытие, чтобы люди обращали на нее внимание вообще

>> Половина жителей не выходит из квартиры в течение дня.
>> 2/3 из тех, кто решается покинуть пределы своего жилища,
>> не выезжает за границы своего района

Проблема-то получается сильно глубже... реально в городской жизни учавствуют дай-то Б-г 20 процентов, каждый пятый!

Получается что Москва -- это не совсем город, это такое содружество деревень.

А значит надо выделять эти "деревни" и устраивать велодорожки между ними. Я вот на востоке знаю -- деревни Первомайская, Ивановское, Новоевреево. И на севере есть Отрадное, Бибирево, Бабушкинская.

Если
>>> Половина жителей не выходит из квартиры в течение дня. 2/3 из тех, кто решается покинуть пределы своего жилища, не выезжает за границы своего района
то нахрена
>устраивать велодорожки между ними??

Л - логика (на самом деле нет).

Велосипед каждый день это удел маргиналов и бездельников. Нормальный человек постоянно на велосипеде в условиях мегаполиса ездить не будет.


А кто говорит про каждый день?

Ни за что в жизни я
1. Не сяду за руль велосипеда в мокрую погоду, потому что: а. мне надо тогда возить с собой сменную одежду. б. мне нужно более тщательно отмывать велосипед от грязи.
2. Потому что если в сузите полосы и выделить по 1,5 метра велосипедистам, то мне просто страшно будет ездить по дорогам общественного пользования в 3-4 полосы справа аккуратно на велосипеде, т.к. полоса ничем не отделена от проезжей части. Мне придется всё время оглядываться. Пешеходы, хотя бы, отделены бордюром, который, может, и не защищает от аварий, но хотя бы визуально предупреждает водителя куда ему не надо заезжать.

И потом... У нас сухой, комфортный климат 3 месяца в году, дай бог. Бред развивать вело-транспорт при условии таких погодных условий. Европу в пример не берите. У них куда более щадящий климат.

Переходы всегда мирно уживались с велосипедистами на тротуарах и не было проблем. Нет же, давайте им выделим полосу, причем по шире и везде! Пусть катаются по дорогам с машинами и мотоциклами и при дтп у велосипедиста даже прав нет с собой никаких :)

Edited at 2018-04-10 12:38 pm (UTC)

Если Вы не против, чтобы Вас, пешего, я обгонял на своём велосипеде по тротуару со скоростью 25-30 км/час, то не вопрос! :)

Edited at 2018-04-10 12:44 pm (UTC)

С велосипедами конкретно в России есть ещё одна проблема с которой я лично сталкиваюсь. Большая проблема на мой взгляд. Это хранение велосипеда. В подъезде либо нет места - либо спионерят. В квартире либо нет места, либо задалбливает какждый раз таскать его вверх/вниз. У некоторых узкие лестницы, у некоторых нет лифта, у некоторых в лифт не входит. Если грязно, то его надо сразу мыть. И та же проблема касается сохранности в пункте назначения. Велопарковка + надёжный замок + камера наблюдения хорошо, но это не везде есть. При этом с точки зрения регионального уровня - велосипед в 20к не такой уж дешёвый, а в 5к и ниже - это как правило рухлядь либо китайские "модели велосипеда".

В некоторой степени конечно проблемы есть и с хранением автотранспорта. Но не хочу путать кислое с солёным.

Если нет места в подъезде, то можно оборудовать крытые парковки с замком во дворе.
А касательно стоимости велосипедов, если Вы посмотрите, на чём ездят люди в европейских городах, то ужаснётесь: велосипед для ежедневных поездок за 200 евро там - очень хороший! :)

Почему велодорожки не сделали на расширенных тротуарах? Например, на Садовом отгрохали 10 метровые тротуары, по которым проходит 2 человека в час, а велодорожек нет. В Амстердаме велодорожки в основном расположены на тротуарах. Совмещать авто и вело транспорт на одной дороге это преступление. Зачем подвергать людей ненужной опасности?

Ну какие 2 пешехода в час на садовом? Сходите, посмотрите, какие там толпы

Комментарии автолюбителей растут из одного и того же мес тезиса – "у меня машина, а не велосипед, и я хочу, чтобы удобно было мне".
То, что высмеивается в последнем абзаце поста как атавизм, для них еще весьма актуально.

Этот процесс очень быстро пройдёт, мы же можем сравнивать с похожими процессами
Да и ничего удивительного, зарубежом же было тоже самое

Почему все только в центре? Люди вообще-то и за ТТК живут. Есть Чертановская улица - места полно. Где дорожка?

Вот за ттк проще и безопаснее делать дорожки, в центре - полосы

блин, как же эти веломудаки задрали.
Вел в условиях Москвы это НЕ ТРАНСПОРТ.
Потому как он "работает" примерно 50-60 дней в году.
Ну и перспектива ехать 40км на веле как -то мало привлекает.

Пару лет назад в "день без авто" на великах не приехало на работу 100% тех, кто на них в принципе ездит. Потому что пошёл небольшой дождик. А в хорошую погоду - их было 20-50 человек на 2000.

Так 40 никто в мире не ездит, и в Москве, конечно, не собирается. При наличии инфры (т.е. парковок возле станций метро/МЦК) и двух великов ехать надо несколько км до метро и/или от метро.

только одинокий болван будет крутить на работу дольше 15 минут! потом на работе ему будет нужен душ...
видимо неплохо инициаторы капусты колотят на этом бреде.

Эгм... у меня два знакомых (между собой не знакомых и в разное время) ездили на работу по 25-30 минут в один конец и радовались. На вопрос о душе и сменной одежде они смеясь отвечали, что надо уметь пользоваться передачами, и тогда будешь потеть даже меньше чем в троллейбусе.

Велосипедам - будущее!
:)


Скорей бы прокат открыли, полапреля пропадут.


В этом году Москва особенно красива будет, все деревья распустятся, работ по моей улице не будет