Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Дорожные камеры начнут штрафовать за телефон

Вскоре в России планируют ввести автоматическую систему фиксации пользования телефоном во время управления авто. Для этого регулятор в настоящее время тестирует специальные камеры. Предполагается, что компьютерный алгоритм будет определять, запечатлен ли на кадре момент использования гаджета во время движения, и выписывать постановления так же, как это сейчас происходит с фиксацией скорости. Однако станут ли применять такие устройства? Давайте разбираться.



В настоящий момент в КоАП действует статья 12.36.1, запрещающая водителям пользоваться во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Штраф за такое нарушение составляет 1500 руб (на него действует скидка в 50% при оплате в течение 20 дней). В 2018 году к ответственности за нарушение этой меры было привлечено 81.5 тыс водителей, в 2019 - почти 89 тыс. Согласно сложившейся практике, для доказательства нарушения необходим факт поднесения трубки к уху водителя во время движения авто. При этом, из-за размытой формулировки положения, привлечь к ответственности получается далеко не всех нарушителей: многие использует аргументы вроде "У меня не телефон, а смартфон", или "Я пользовался не телефоном, а мессенджером", а кто-то и вовсе уповает на то, что его телефон оборудован функцией громкой связи, а значит, под определение статьи он не подходит. Это еще не учитывается огромное количество водителей, которые переписываются или смотрят видео, закрепив девайс на специальный держатель. Одним словом, нарушителей значительно больше, чем штрафов.

Ситуацию планируют исправить специальными камерами. Предполагается, что устройства будут фиксировать использование водителем девайса, а специальные алгоритмы, использующие Big Data, будут анализировать материалы на предмет наличия нарушения. Как пишут СМИ со ссылкой на руководство федерального ГИБДД, такие камеры в настоящее время тестируются разработчиками. Ведомство уточняет, что пока рассматривается возможность установки нескольких новых комплексов в Москве, о полномасштабном внедрении новой технологии речи не идет.


фото: softsipm.ru

Новую камеру разрабатывает компания Строй Инвест Проект, ранее создавшая активно применяемые комплексы "Стрелка" и несколько его разновидностей. Прибор в феврале тестировал столичный ЦОДД, однако они ситуацию не комментируют. ГИБДД направила разработчикам ряд замечаний касаемо испытаний, однако уточнила, что если вся документация будет получена, комплекс можно будет применять.

Полагаю, в столице новые комплексы можно будет увидеть уже до конца года. Не исключено, что нас ждет и изменение статьи КоАП, в рамках которой будут расширен спектр девайсов, запрещенных за рулем. Согласитесь, было бы странно запрещать использовать телефон, но при этом разрешать смотреть ютуб на планшете во время управления авто. Или, например, регламентировать спорную ситуацию с использованием мессенджеров. Хотя, возможно, этого и не потребуется: единственным, что точно сможет фиксировать камера, будет пресловутое прикладывание трубки к уху. Водителям достаточно будет чуть опустить гаджет (положить его на руль) или, например, закрепить на держателе, что гарантированно убережет их от штрафа. Кроме того, звонки - это лишь одна из функций современного смартфона (и, глобально, она все более и более отходит на второй план), а значит, у водителя останется множество иных возможностей использовать гаджет, за которые они не получат штраф. При этом, все эти действия несут не меньшую опасность для иных участников движения, чем разговор по телефону.

Другим важным аспектом является механизм обжалования штрафа. Полицейские заранее предупредили, что в случае, если автомобилем в момент совершения нарушения управлял не собственник, постановление, выписанное собственнику, можно будет переписать на водителя, управлявшего авто. При этом не объясняется, на что должен ссылаться водитель, если штраф был прислан ошибочно. Фотография, сделанная за несколько (десятков?) метров от авто, едва ли будет четко отражать нарушение, поэтому и сама доказательная база вызывает серьезные сомнения.

Таким образом, камеры смогут фиксировать лишь конкретные действия водителя с гаджетом, будут предоставлять весьма субъективные доказательства, а также весьма усложнят жизнь тем, кто захочет оспорить выписанный автоматически штраф.

Можно смело предположить, что после введения новых комплексов, правовая норма, декларирующая запрет на разговоры по телефону за рулем, станет самой скандальной статьей.

Подписывайтесь на Пробок.нет в соцсетях:

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как легко испортить крутой проект

    Совсем недавно городские власти благоустроили площадь у Савеловского вокзала, получилось действительно здорово. Канализировали транспортные и…

  • Парковочная коллизия

    Если вас остановил сотрудник ГИБДД на улице, где есть платная парковка, нужно ли за неё платить? Формально, да. Хоть вы и совершили остановку по…

  • Как спасти полторы тысячи жизней в год

    В России беспрецедентное снижение населения, демографическая яма. Погибшие в ДТП занимают третью строчку в списке причин неестественный убыли…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments