Александр Шумский. (proboknet) wrote,
Александр Шумский.
proboknet

Categories:

Общественный транспорт в Афинах

Наш сотрудник, по моей просьбе, написал про общественный транспорт в Афинах (оригинал тут). Все фотографии автора или взяты из открытых источников. Спасибо за познавательный пост!

В Афинах побывали многие, а остальным, надеюсь, это еще предстоит. Все-таки колыбель европейской цивилизации, Парфенон и все такое... Кроме того, если вы любите греческие острова, но не желаете ограничивать свою свободу выбора теми немногими островами, куда летают прямые чартеры из России, то ваш путь лежит в Афины.

Современные Афины - мегаполис, состоящий из нескольких городов и многочисленных посёлков с общим населением около 5 миллионов человек (примерно как Санкт-Петербург). Среди афинский пригородов есть один, название которого известно каждому, - это Пирей, главный морской порт страны, откуда отправляются паромы на острова.

Первые попытки обеспечить эту людскую массу нормальным транспортом были предприняты еще в XIX веке. Результатом стало строительство в 1869 году железной дороги от Афин до Пирея, которой в дальнейшем суждено было стать первой линией афинского метро (на схеме показана зеленым). К тому времени метро существовало только в Лондоне, да еще за год до этого - в 1868 году - была запущена первая линия городской железной дороги в Нью-Йорке, не сохранившаяся, в отличие от афинской, до наших дней. Это дает афинскому метрополитену основание претендовать на статус второго в мире.

Станция Пирей


В 1895 году линия была продлена подземным участком в центр Афин, в 1904 электрифицирована, в 1957 доведена до северного афинского пригорода - Кифиссии. Однако до недавнего времени линия оставалась единственной, и лишь на рубеже XX-XXI веков перед афинской Олимпиадой 2004 г. положение изменилось.


Сейчас в афинском метро три линии (если щелкнуть по схеме, она откроется в увеличенном виде).
Схема Афинского метро
Удобно, что третья (синяя) линия своим дальним концом приходит в аэропорт (станция Аэродромио). Однако большая часть поездов этой линии доходит только до станции Дукиссис Плакентиас, а поезда в аэропорт ходят раз в полчаса.

На некоторых станциях метро есть автоматические камеры хранения. Например, в на станциях Пирей, Омония и Монастираки. Услуга стоит 3 евро.

Какова же альтернатива метро?

Автобус
Как в любом другом городе, в Афинах развито автобусное сообщение. Подробно описывать афинские автобусы я не буду: автобус - он везде автобус. Чтобы войти в автобус на промежуточной остановке, надо при его появлении взмахнуть рукой, чтобы выйти - нажать на кнопку выхода внутри автобуса.
Следует отдельно сказать об автобусах-экспрессах, которые идут в аэропорт. Их четыре маршрута: X95 от центральной площади Синтагма (получившей в последнее время печальную известность как место неоднократных столкновений возмущенного народа с полицией), X96 от Пирея, а также X93 и X97 из районов Кифиссия и Дафни. У этих автобусов есть промежуточные остановки, хотя их значительно меньше, чем на обычных маршрутах.
Маршруты и расписание автобусов можно посмотреть здесь.
Есть еще бесплатный внутрипортовый автобус в Пирее, ходит от метро до дальних причалов порта.

Троллейбус
Тот же автобус, только на электротяге. Не ездил ни разу.

Трамвай
Новый вид транспорта. Восстановлен в 2004 году (до этого трамвайная сеть существовала в городе с 1882 по 1997 г.) Сейчас действует длинная линия вдоль берега моря от "Стадиона мира и дружбы" (Фалиро, в одной остановке метро от Пирея) до пляжного района Вула. От этой линии отходит ветка в центр до площади Синтагма. Имеется три маршрута, по непонятной причине пронумерованные не от 1 до 3, а от 3 до 5:
  • 3 - от Фалиро до Вулы;
  • 4 - от Синтагмы до Фалиро;
  • 5 - от Синтагмы до Вулы.
Афинский трамвай

Все трамвайные линии обособлены. В некоторых местах, где нет места пустить вдоль путей поток автомобилей, улицы выделены полностью под трамвай. Такого, чтобы трамвай стоял в общей пробке с машинами, в Афинах нет. (Впрочем, нет и самих пробок - по моим ощущениям, по сравнению с 2009 годом на улицах стало существенно меньше машин: финансовый кризис.) Удобные современные вагоны. Двери с обеих сторон, на большинстве остановок платформы островные между путями, но кое-где есть и боковые. Конечные станции представляют собой тупики. Вот как выглядит конечная станция в Фалиро:

Трамвайная станция в Фалиро

К сожалению, едет трамвай небыстро: от Синтагмы до Фалиро я ехал 50 минут. Да и ходит не слишком часто, раз в 15-20 минут. Но на всех станциях на табло отображается врямя ожидания ближайшего трамвая, и это расписание соблюдается.

Электричка
По-гречески называется "проастиакос". Если взглянуть на карту, то видно, что железная дорога соединяет две самые востребованные транзитниками точки мегапоиса: аэропорт и Пирей. Это так, но прямого ж/д сообщения между этими точками нет, да и вообще в Пирей электрички заходят нечасто. Там рулит метро.
Другое дело - аэропорт. Как я уже писал, большая часть поездов метро линии 3 до аэропорта не доходит. Тут-то и выручает электричка! На участке от станции Дукиссис Плакентиас до аэропорта электрички и поезда метро идут по одним и тем же путям (токосъём верхний), а на конечной станции Аэродромио прибывают на разные стороны одной и той же платформы. Выглядит это так:

Станция метро и электрички "Аэродромио"

Слева стоит поезд метро, справа электричка. На табло - время отправления ближайших рейсов, причем видно, что электрички ходят чаще! Другое дело - куда на них ехать. Тут есть такие возможности:
  • до станции Дукиссис Плакентиас - для пересадки на метро этой же линии 3, но там, где метро ходит с нормальным интервалом в две-три минуты;
  • до станции Нератциотисса - для пересадки на метро линии 1;
  • далее за пределы Афин в сторону Коринфа (на табло с правой стороны в последней строчке указана станция Киато, следующая за Коринфом) - если дальнейший путь лежит на Пелопоннес.
Общая схема рельсового транспорта:
 


Маршруток
 в Афинах нет.

Еще есть фуникулёр на холм Ликавитос. Я на нем ни разу не ездил, подробностей не знаю. Далее, где написано "все виды транспорта" - фуникулёр не включается.

Стоимость проезда и способы оплаты

Для проезда в общественном транспорте существуют следующие виды билетов:
  1. Билет на одну поездку в автобусе, троллейбусе, трамвае. Стоит 1.20 евро.
  2. Билет на неограниченное количество поездок на всех видах транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка) в течение 90 минут. Стоит 1.40 евро.
  3. Билет на все виды транспорта в течение суток. Стоит 4 евро.
  4. Аналогичные билеты на неделю, на месяц и т.д.
Дети до 18 лет, студенты до 25 лет и пожилые люди старше 65 лет имеют право на льгоный проезд (50% стоимости), а дети до 6 лет - вообще бесплатно.

Все перечисленные билеты действуют в пределах единой общегородской зоны, которая включает в себя Афины и большинство пригородов, в том числе Пирей. Легче перечислить, что она не включает. Так вот, она не включает:
  • аэропорт (любым транспортом);
  • автобус вдоль берега моря по линии Глифада - Саронида;
  • электрички в сторону Коринфа дальше станции Магула.
С электричками на Коринф и автобусами на Сарониду не разбирался, а попадать в аэропорт нужно всем. Для этого есть такие виды билетов.
  1. Билет на экспресс-автобус, действует на одну поездку. Стоит 5 евро;
  2. Билет на метро или электричку, позволяет совершить одну поездку в аэропорт (или из аэропорта) и ездить по городу в течение 90 минут. Стоит 8 евро;
  3. Билет туда и обратно. Позволяет выехать из аэропорта на метро или электричке, совершить неограниченное количество поездок по городу и вернуться в аэропорт (либо, наоборот, съездить в аэропорт и вернуться в город). Стоит 14 евро.
  4. То же, что п. 2, но для двух человек. Стоит 14 евро.
  5. То же, что п. 2, но для трех человек. Стоит 20 евро.
  6. Месячные, годовые и т.д.
Все билеты требуют валидации перед первой поездкой. Засуньте билет в оранжевый ящик при входе в транспорт - на нем отпечатается текущее время, и от этого времени будет отсчитываться срок действия. Если вы опасаетесь, что срок действия билета закончится во время очередной поездки - валидируйте билет повторно, и он будет действовать до конца поездки.
Следует иметь в виду, что на автобусах и троллейбусах валидаторы расположены внутри салона, а в вагонах трамваев, метро и электричек их нет, и для проезда на этих видах транспорта билеты надо валидировать на станциях. Я однажды сел в трамвай незадолго до истечения полутора часов, поездка затянулась, и пришлось выскакивать на очередной остановке, валидировать билет и запрыгивать обратно в этот же трамвай.

Где же продают билеты?

Основное место продажи - автоматы. Они есть на всех станциях метро, электричек и трамваев (про автобусы-троллейбусы не скажу). Вот как выглядит билетный автомат на станции метро Пирей:

Билетный автомат

Есть подробная инструкция на греческом и английском, хотя по сути всё понятно и без нее: нажимаем слева внизу одну из кнопочек, соответствующих разным типам билетов, на табло отображается требуемая сумма, опускаем евромонетки, как только их наберется на нужную сумму - внизу выскочит билет и (если нужно) сдача.
Такой автомат выдает три вида билетов: полуторачасовой за 1.40 евро, такой же льготный за 0.70 и суточный за 4 евро. На трамвайной станции Синтагма мне встретился автомат посложнее, с сенсорным экраном.

Еще один билетный автомат

Этот может выдавать разовые билеты по 1.20 (и соответствующие им льготные), а принимает кроме монеток также банкноты в 5 и 10 евро.
К сожалению, автоматы не выдают билеты в аэропорт. Для этого надо обращаться в кассы, которые есть не везде. Точно есть кассы (я сам видел) на станциях метро Пирей, Монастираки, Омония, Дукиссис Плакентиас и, естественно, в самом аэропорту (станция Аэродромио). Уверен, что есть касса и на Синтагме.

В целом система удобная. Я всегда с удовольствием катаюсь на афинском метро. К сожалению, в других греческих городах подобного нет. Фессалоникийский метрополитен превратился в долгострой, а еще в нескольких крупных городах (Патры, Янина, Волос) были планы по строительству трамвайных систем, но из-за финансового кризиса на их реализацию в обозримом будущем рассчитывать не приходится.

И для контраста - автобусная остановка в греческой глубинке. Остров Самос, приморский посёлок Кампос Маратокампу.

Автобусная остановка в Кампос Маратокампу

Хотите знать, когда придет автобус? Звоните по телефону, вам ответят на чистом греческом языке. Я же в течение недели ежедневно катался мимо этой остановки на арендованной машине и ни разу не видел ни автобуса, ни местных жителей, его ожидающих.

P.S. Уважаемые читатели. Наступает сезон отпусков. Наверняка многие поедут не только на пляж загорать, но и будут посещать различные города. Если будет возможность напишите небольшой пост про транспорт (общественный, личный) в том городе (стране) где вы побываете. Ссылки на вас и благодарности гарантирую!
Follow proboknet on Twitter   
Tags: Афины, ОТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments